Да вот, есть такая примета... всё это суеверия... считается, что родиться в рубашке или сорочке - к счастью...
У еще не родившегося младенца есть важный для его жизни орган - плодный мешок, состоящий из временных органов и покидающий организм матери сразу же после рождения ребенка. В народе временные органы (плаценту и плодный мешок) называют "последом". Когда о человеке говорят: "Он родился в рубашке", - тем самым отмечают его редкую удачливость в жизни: если ребенок появился в оболочке последа и остался жив, ему невероятно повезло с самого начала. В этой рубашке - плодном мешке можно и погибнуть. Но в рубашке рождаются редко. Обычно происходит так: плодный мешок надрывается, вытекают околоплодные воды, ребенок появляется на свет, а за ним рождается, то есть выходит из организма матери, послед (детское место) - та самая плацента со всеми оболочками, которые окружали плод. Раньше "рубашку" было принято беречь. Ее высушивали на печи и хранили в сундуке с одеждой.
************************************************************ ************************************************************
Выражение "родился в сорочке" отражает мифологические воззрения на новорожденного ребенка. Еще А. А. Потебня писал в своей работе «О доле и сродных с нею существах»: «По взгляду Германской мифологии, души до своего рождения находятся у богини Гольды (Сл. Яги) за облаком. Каждый раз, когда душа сходит на землю, чтоб принять на себя человеческий образ, за нею следует одна, две, три другие души, как ее духи хранители. В Скандинавской мифологии, где это верование особенно развито, такой дух называется fylgia (weil er dem menschen folgt [по объяснению Гримма. — В. В.], se adjungens), hamingia (felicitas). Появление этих спутников на земле, одновременное с рождением человека, есть некоторым образом тоже рождение. Местопребывание их есть в начале сорочка, которою иногда бывает обвита голова новорожденного (glückshaube), с чем очевидно связано русск. поверье, что родиться в сорочке — счастье».
Это поверье было широко распространено у славянских и др угих индоевропейских народов. Проф. Н. Ф. Сумцов в своем исследовании «О славянских народных воззрениях на новорожденного ребенка» писал: «Нередко случается, что ребенок родится в перепонке, в так называемой сорочке. У многих народов сорочка эта служит несомненным признаком, что новорожденный в жизни будет счастлив. У древних Римлян сорочку покупали адвокаты, признававшие за нею таинственную способность давать успех в делах. Подобное воззрение на сорочку в применении к адвокатуре существовало в Дании и в Англии. Еще в начале прошлого столетия в английских газетах публиковали о продающихся детских сорочках. Во Франции детей, рожденных в перепонке, считают счастливыми: известно французское выражение “être né coiffé”, означающее счастливых детей. В Германии верование в счастливую сорочку так сильно, что повивальные бабки часто крадут ее для своих детей (Mühlhause, Die Uhrrelig. d. deutsch. Volkes, 1860, 11). Точно такое же верование в счастливое значение детской сорочки распространено по всей России. Лет пятьдесят тому назад [т. е. в 30—40-х годах XIX в. — В. В.] в дворянском сословии, при начинании какого-нибудь серьезного и трудного дела, брали на время у знакомых детскую сорочку, если не имели собственной [Авдеева, Записки о старом и новом русском быте. СПб., 1842, с. 138.—В, В.]. В Харьковской губернии плева, собравшаяся на голове новорожденного, носит название чепца. Чепец считают предзнаменованием, что новорожденный будет со временем архиереем. Повсеместно сорочку тщательно сохраняют, причем иногда зашивают в наиболее ноское платье дитяти, имевшего счастье в ней родиться».
|