28982 автора и 62 редактора ответили на 85243 вопроса,
разместив 135214 ссылок на 43429 сайтов, присоединяйтесь!

Какая схема сложноподчинённого предложения называется линейной, а какая структурной?

РедактироватьВ избранноеПечать

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Синтаксический разбор и знаки препинания

 

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными можно разделить на три основные группы: с однородным, неоднородным (параллельным) и последовательным подчинением.

 

1. Сложноподчинённые предложения с однородным подчинением:

  • все придаточные предложения относятся к одному и тому же главному предложению или к одному и тому же слову в главном (если придаточные распространяют не всё главное предложение, а одно его слово);
  • придаточные предложения отвечают на один и тот же вопрос, то есть это придаточные одного и того же типа;
  • между собой придаточные предложения связаны с помощью сочинительных союзов или бессоюзно (со значением перечисления), подобно тому как связаны между собой однородные члены.

Анализ примеров:

Мальчишки, притихшие, глядели вслед грузовику, /1 пока тот не отъехал за перекресток, /2 пока не рассеялась поднятая им пыль, /3 пока сам он не стал клубом пыли /4 (Жуховицкий).

 

Горизонтальная схема (линейная) (схема, отражающая расположение простых предложений в составе сложного):

 

[   ]1, (пока — союз)2, (пока — союз)3, (пока — союз4).

 

Вертикальная схема (структурная) (схема, отражающая не расположение простых предложений в составе сложного, а их зависимость от главного предложения и других придаточных):

 

                                          [   ]1
                                            ↓ 
(пока — союз)2, (пока — союз)3, (пока — союз)4

 

  • Это сложноподчинённое предложение.
  • Состоит из четырёх простых предложений: первое — главное, остальные — придаточные времени.
  • Придаточные относятся к одному главному предложению.
  • Отвечают на один и тот же вопрос — до каких пор?
  • Каждое придаточное связано с главным союзом пока.
  • Вывод: это однородные придаточные предложения.

Отец мой говорил мне, /1 что он не видывал таких хлебов /2 и / что нынешний год урожай отличный /3 (Аксаков).

 

Горизонтальная схема: [   гл.]1, (что — союз)2 и (что — союз)3.

 

Вертикальная схема:

                                        [   ]1
                                          ↓ 
                  (что — союз)2 и (что — союз)3

 

  • Это сложноподчинённое предложение.
  • Состоит из трёх простых предложений: первое — главное, остальные — придаточные дополнительные.
  • Придаточные предложения относятся к одному слову (сказуемому говорил, выраженному глаголом) в главном предложении.
  • Отвечают на один и тот же вопрос — что?
  • Каждое придаточное связано с главным союзом что.
  • Между собой придаточные предложения связаны соединительным союзом и.
  • Вывод: это однородные придаточные предложения.

Примечание. Если однородные придаточные предложения прикрепляются к главному одним и тем же союзом, то этот союз может опускаться в одном или нескольких придаточных (но союз легко восстановить).

 

Ср.: Шацкий видел, /1 как последняя шлюпка вернулась к пароходу /2 и / матросы долго, мешая друг другу, подтягивали её на талях /3 (Паустовский). — Шацкий видел, /1 как последняя шлюпка вернулась к пароходу2 и / как матросы долго, мешая друг другу, подтягивали её на талях /3. /

 

Знаки препинания в СПП с однородным подчинением

Отец мой говорил мне, что он не видывал таких хлебов и что нынешний год урожай отличный (Аксаков);

 

Он решительно заявил, что мы должны немедленно убраться из его дома или он вызовет милицию (Григорьев) — союз что перед вторым придаточным опущен, но может быть восстановлен (Он решительно заявил, что мы должны немедленно убраться из его дома или что он вызовет милицию).

  • При повторяющихся сочинительных союзах запятая между однородными придаточными предложениями ставится.

Находясь в госпитале, он вспоминал, как фашисты напали на них внезапно, и как они оказались в окружении, и как отряду удалось пробиться к своим.

  • Союзы ли... или рассматриваются как повторяющиеся (в этом случае или можно заменить ли), и однородные придаточные, связанные этими союзами, разделяются запятой.

Ср.: Трудно было понять, был ли то где-нибудь пожар, или же собиралась всходить луна (Чехов). — Трудно было понять, был ли то где-нибудь пожар, собиралась ли всходить луна.

 

2. Сложноподчинённые предложения с неоднородным (параллельным) подчинением:

  • все придаточные предложения относятся к одному и тому же главному предложению;
  • придаточные предложения отвечают на разные вопросы, то есть это придаточные разного типа.

Примечание. Неоднородными (параллельными) будут также придаточные предложения, которые имеют одинаковое значение, но относятся к разным словам в общем главном предложении.

 

Анализ примеров: 

 

Когда он подъезжал к заднему двору,  /1 Егорушка напряг своё зрение,  /2 чтобы получше рассмотреть его /3 (Чехов). 

 

Горизонтальная схема: (когда — союз)1, [   ]2, (чтобы — союз)3.

 

Вертикальная схема предложения будет следующей: 

                                    [             ]2
                                      ↓        ↓  
               (когда — союз)1    (чтобы — союз)3

 

  • Сложноподчинённое предложение.
  • Состоит из трёх простых: второе предложение главное, первое и третье — придаточные.
  • Придаточные предложения относятся к одному главному предложению, но отвечают на разные вопросы (ср.:Когда?] Когда он подъезжал к заднему двору, /1 Егорушка напряг своё зрение /2; Егорушка напряг своё зрение [зачем?], /2 чтобы получше рассмотреть его /3).
  • Это разные типы придаточных: когда он подъезжал к заднему двору — придаточное времени; чтобы получше рассмотреть его — придаточное цели.
  • Вывод: это сложноподчинённое предложение с неоднородным (параллельным) подчинением.

   Я спросил его, /1 почему он так далеко ушёл от фанзы, /2 и сказал, /1 что беспокоился о нём /3 (Арсеньев).

 

 Горизонтальная схема:  [ гл., (почему — союз. сл.)2, гл.]1, (что — союз)3.

 

Вертикальная схема предложения будет следующей:

 

                                  [гл.            гл.]1

                                      ↓            ↓

         (почему — союз. сл.)2   (что — союз)3   

 

  • Сложноподчинённое предложение.
  • Состоит из трёх простых: первое предложение главное, второе и третье — придаточные.
  • Придаточные предложения относятся к одному главному предложению.
  • Отвечают на вопросы косвенных падежей (ср.: Я спросил его [о чём?], /1 почему он так далеко ушёл от фанзы /2; Я спросил его и сказал [что?], /1 что беспокоился о нём /3).
  • Это одинаковые типы придаточных — придаточные дополнительные. Но данные придаточные относятся к разным словам внутри главного предложения: первое придаточное (второе простое предложение) относится к сказуемому спросил, выраженному глаголом; второе придаточное (третье простое предложение) относится к сказуемому сказал, выраженному также глаголом.
  • Вывод: эти придаточные неоднородные (параллельные).

Знаки препинания в СПП с неоднородным (параллельным) подчинением

 

Между придаточными предложениями с параллельным подчинением запятые ставятся на общем основании.

 

3. Сложноподчинённые предложения с последовательным подчинением.


В сложноподчинённых предложениях с последовательным подчинением главному предложению подчинено одно придаточное предложение (придаточное I степени), а этому придаточному предложению подчинено другое придаточное предложение (придаточное II степени) и т.д. Таким образом, придаточное предложение I степени является главным предложением для придаточного II степени и т.д.

 

Анализ примера:   

Я слышал, /1 как Гайдар чистил котелок песком и ругал его за то, /2 что у того отвалилась ручка /3 (Паустовский).


Горизонтальная схема:  [  гл.]1, (как — союз    гл. + ук. сл.)2 , (что — союз)3.

 

Вертикальная схема предложения будет следующей:

               [  гл.]1
                   ↓
(как — союз    гл. + ук. сл.)2
                   ↓
          (что — союз)3

 

  • Сложноподчинённое предложение.
  • Состоит из трёх простых: первое предложение главное, второе и третье — придаточные.
  • Придаточное I степени (второе простое предложение) относится к первому (главному) предложению, а именно — к сказуемому слышал, выраженному глаголом; придаточное II степени (третье простое предложение) относится к придаточному I степени (второе простое предложение), а именно — к сказуемому ругал, выраженному глаголом.
  • Вывод: это сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением.

Знаки препинания в СПП с последовательным подчинением

  • Между придаточными предложениями с последовательным подчинением запятые ставятся на общем основании.

Анализ примеров:

Горничная была сирота, /1 которая, /2 чтобы кормиться, /3 должна была поступить в услужение /2 (Л. Толстой).

 

Горизонтальная схема: [   сущ.   ]1, (которая — союз. сл., 2 (чтобы — союз ...),3 ...)2.

 

Вертикальная схема:

                         [   сущ.   ]1
                                ↓
                   (которая — союз. сл.)2
                                ↓
                     (чтобы — союз)3

 

Рядом стоят союзное слово которая и союз чтобы. Относятся они к разным придаточным предложениям: придаточное I степени — которая должна была поступить в услужение; придаточное II степени — чтобы кормиться.

 

Придаточное II степени находится внутри придаточного I степени, причём придаточное II степени можно без ущерба изъять из сложного предложения или поставить после придаточного I степени, ср.: Горничная была сирота, которая должна была поступить в услужение; Горничная была сирота, которая должна была поступить в услужение, чтобы кормиться.

 

Между союзным словом которая и союзом чтобы, принадлежащим к разным придаточным, стоит запятая.

 

Таким образом, при встрече двух подчинительных союзов (или подчинительного союза и союзного слова) запятая между ними ставится, если изъятие второго придаточного не требует перестройки всего сложного предложения (в этом случае далее не следует вторая часть двойного союза — то, так, но).

 

Запятая на стыке двух подчинительных союзов (или союза и союзного слова) не ставится в том случае, если второе придаточное предложение нельзя изъять без изменения всего сложного предложения (в этом случае далее следует вторая часть двойного союза — то, так, но).

 

Держу пари, /1 что /2 если вы передадите это герцогу, /3 то он останется здесь ещё на три дня /2 (Лесков).

 

Горизонтальная схема: [   сущ.   ]1, (что — союз 2 (если — союз ...),3 то...)2.

 

Вертикальная схема:

 

                      [   сущ.   ]1
                                  ↓
                         (что — союз)2
                                  ↓

                     (если... то — союз)3


В данном предложении можно выделить главное предложение: держу пари /1, а также два последовательно связанных придаточных предложения: придаточное I степени: что... то он останется здесь ещё на три дня /2, внутри которого стоит придаточное II степени: если вы передадите это герцогу /3 (ср.: держу пари, что... то он останется здесь ещё на три дня; он останется здесь ещё на три дня, если вы передадите это герцогу).  

На стыке придаточных I степени и II степени находятся два подчинительных союза что и если.


Однако запятая между ними не ставится, поскольку нельзя изъять придаточное II степени без изменения придаточного I степени, ср.: Держу пари, /1 что то он останется здесь ещё на три дня /2. Этому препятствует вторая часть двойного условного союза если... то, которая находится в главном для условного придаточного предложении — придаточном I степени: он останется здесь ещё на три дня.

Если же эту вторую часть (то) изъять, то на стыке союзов что и если необходимо будет поставить запятую, ср.: Держу пари, /1 что, /2 если вы передадите это герцогу, /3 он останется здесь ещё на три дня /2.

 

4. Сложноподчинённые предложения с комбинированным подчинением.


В сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными возможны комбинации связей: может быть одновременно однородное и последовательное подчинение; параллельное и последовательное и т.д.

 

Поэтому при разборе и расстановке знаков препинания не следует стремиться сразу составить общую схему или сразу расставить знаки препинания.

 

План анализа сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными:

  1. Установить общее количество простых предложений в составе сложного, выделив все грамматические основы.
  2. Выделить все подчинительные средства связи (подчинительные союзы и союзные слова); на основе этого установить главное предложение и придаточные предложения.
  3. Для каждого придаточного предложения установить главное предложение, то есть разбить сложное предложение на пары: главное — придаточное.
  4. Построить вертикальную схему сложного предложения, и на этой основе определить характер подчинения придаточных (однородное, параллельное, последовательное подчинение).
  5. Построить горизонтальную схему, и на этой основе расставить знаки препинания.

Анализ примера:

Пари заключается в том что если ваш повелитель останется здесь на три дня то вы без всяких отговорок должны исполнить то что я вам скажу а если он не останется то я исполню любое приказание какое вы мне дадите (Лесков).

 

1. В данном сложноподчинённом предложении 7 простых предложений:

Пари заключается в том /1 что /2 если ваш повелитель останется здесь на три дня /3 то вы без всяких отговорок должны исполнить то /2 что я вам скажу /4 а / если он не останется /5 то я исполню любое приказание /6 какое вы мне дадите /7 (Лесков).

 

1) пари заключается в том;
2) что... то вы без всяких отговорок должны исполнить то; 3) если ваш повелитель останется здесь на три дня;
4) что я вам скажу;
5) если он не останется;
6) то я исполню любое приказание;
7) какое вы мне дадите.

 

2. Первое предложение (пари заключается в том) — главное, остальные — придаточные. Вопрос вызывает лишь шестое простое предложение (то я исполню любое приказание).

 

3. Данное сложноподчинённое предложение можно разбить на следующие пары сложноподчинённых предложений:

1→2: пари заключается в том, что... то вы без всяких отговорок должны исполнить то;
2→3: вы без всяких отговорок должны исполнить то, если ваш повелитель останется здесь на три дня;
2→4: вы без всяких отговорок должны исполнить то, что я вам скажу;
6→5: я исполню любое приказание, если он не останется;
6→7: я исполню любое приказание, какое вы мне дадите.

 

По-прежнему пока трудно определить, к какому типу предложений относится шестое предложение. В данном случае следует обратить внимание на сочинительный союз а. Сочинительный союз, в отличие от подчинительного союза, в сложном предложении, состоящем из трёх и более простых предложений, может стоять не перед тем предложением, к которому относится. Поэтому необходимо выяснить, какие простые предложения связаны этим противительным союзом. Для этого надо изъять все простые предложения, оставив только те, которые содержат противопоставление. Это предложения 2 и 6, ср.: вы без всяких отговорок должны исполнить то, а я исполню любое приказание. Но предложение 2 — придаточное. Следовательно, и предложение 6, связанное с предложением 2 сочинительным союзом, тоже должно быть придаточным. Это можно проверить, вставив тот же союз, что имеет предложение 2, и связав предложение 6 с тем же главным, от которого зависит предложение 2, ср.: пари заключается в том, что я исполню любое приказание. Значит, предложения 2 и 6 являются однородными придаточными, только союз что в предложении 6 опущен (1→6).

 

4. На основании полученных данных можно построить вертикальную схему этого сложноподчинённого предложения:

 

                                                                       [гл. + ук. сл.]1
                                                                                 ↓
                            (что — союз     гл. + ук. сл.)2,        а         (сущ. + ук. сл.)6            

                             ↓                            ↓                                           ↓                            ↓
              (если... то — союз)3  (что — союз. сл.)4  (если... то — союз)5  (какое — союз. сл.)7

 

Таким образом, данное предложение сложноподчинённое, в котором придаточные связаны однородно (предложения 2 и 6), параллельно (предложения 3 и 4, предложения 5 и 7), также последовательно (предложения 2 и 3; 2 и 4, 6 и 5, 6 и 7).

 

5. Для расстановки знаков препинания необходимо обозначить границы простых предложений, обратив особое внимание на возможное сочетание нескольких союзов на границе предложений, а также построить горизонтальную схему предложения.

 

[гл. + ук. сл.]1, (что — союз (если — союз)3, то гл. + ук. сл.)2, (что — союз сл.)4, а (если — союз)5, (то6, (какое — союз. сл.)7.

 

В данном предложении есть сочетание подчинительных союзов на стыке предложений 2 и 3 (что если). Кроме того, сочинительный союз а, который относится к предложению 6, стоит перед предложением 5, образуя сочетание союзов с подчинительным союзом если (а если). По общим правилам они должны разделяться запятыми, но далее следует вторая часть двойного союза если... то. Именно эта вторая часть союза не даёт возможности изъять условные придаточные без изменения структуры предложений в целом, ср.: Пари заключается в том, что... то вы без всяких отговорок должны исполнить то; а... то я исполню любое приказание. Именно поэтому запятая на стыке этих союзов не ставится.

 

Итак, знаки препинания в предложении следует расставить следующим образом:

Пари заключается в том, что если ваш повелитель останется здесь на три дня, то вы без всяких отговорок должны исполнить то, что я вам скажу, а если он не останется, то я исполню любое приказание, какое вы мне дадите (Лесков).

 

План синтаксического разбора сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными:

  1. Указать тип сложного предложения (сложноподчинённое предложение).
  2. Назвать главное предложение и придаточные предложения (выделить грамматические основы).
  3. Указать, каким образом придаточные предложения связаны с главным предложением (последовательное, параллельное, однородное подчинение).
  4. Разобрать каждое придаточное предложение по плану.
  5. Построить вертикальную и горизонтальную схемы предложений.

Образец разбора

В приключениях барона Мюнхаузена участвует бегун, /1 который, /2 чтобы не бегать очень быстро, /3 привязывает к ногам пудовые гири /2 (Солоухин).

 

Предложение сложноподчинённое; состоит из трёх частей; предложение 1 — главное; предложения 2 и 3 — придаточные. Придаточные предложения связаны с главным последовательно.

 

Придаточное I степени (предложение 2) относится к главному (предложение 1). Это придаточное определительное; оно относится к подлежащему бегун, выраженному существительным, средство связи — союзное слово который; придаточное стоит после главного.

 

Придаточное II степени (предложение 3) относится к придаточному I степени (предложение 2). Это придаточное цели; оно относится ко всему главному, средство связи — союз чтобы; придаточное стоит в середине главного.

 

Вертикальная схема:

 

                     [сущ.]1
                        ↓          
          (который — союз. сл.)2
                        ↓         
             (чтобы — союз)3

 

Горизонтальная схема:  

 

[сущ.]1, (который — союз. сл., (чтобы — союз)3,   )2.

 

Дополнительно о сложноподчинённых предложениях:

Источник:

  • licey.net — «Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Синтаксический разбор и знаки препинания» (виды подчинения придаточных предложений, план и образцы анализа сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными, виды схем). 

Дополнительные источники:

  • gramota.ru — о видах подчинения в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными;
  • rosental.virtbox.ru — «Пунктуация в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными » (§ 109);
  • rosental.virtbox.ru  — «Запятая на стыке двух союзов  » (§ 110);
  • hi-edu.ru — «Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях» (раздел 2.11.1)  ;
  • traktat.com — «Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными»;
  • licey.net — упражнение по теме «Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными» (30 примеров);
  • portal-slovo.ru — упражнения по теме «Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными» (с комментариями методистов).

Дополнительно на Геноне:

Последнее редактирование ответа: 24.12.2014

  • Оставить отзыв

    Оставить отзыв

РедактироватьВ избранноеПечать

«Какая схема сложноподчинённого предложения называется линейной, а какая структурной»

В других поисковых системах:

GoogleЯndexRamblerВикипедия

В соответствии с пользовательским соглашением администрация не несет ответственности за содержание материалов, которые размещают пользователи. Для урегулирования спорных вопросов и претензий Вы можете связаться с администрацией сайта genon.ru. Размещенные на сайте материалы могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет, согласно Федерального закона №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Обращение к пользователям 18+.