Конфуцианство (по имени китайского мыслителя Кун-цзы — Конфуция; латинизировано как Confucius) — этико-политическое и религиозно-философское учение о нравственном поведении человека и основанном на морали, социальном порядке, возникшее в Китае.
Как и некоторые другие восточные религии, конфуцианство часто интерпретируется как образ жизни, который на протяжении двух тысяч лет поддерживал религиозное единство китайского народа и способствовал этнической консолидации. Конфуцианство со временем сделалось главной и официальной религиозно-философской системой Китая и в течение многих веков определяло характер китайского народа, его образ жизни, культуру, формы государственности.
Конфуцианство основано Кун-цзы (Конфуцием) (551–479 гг. до н. э.). Относительно малоизвестный при жизни, Конфуций стал широко известен после смерти.
Биография Конфуция
Конфуций происходил из знатного, но небогатого рода, и в детстве ему приходилось трудиться пастухом и сторожем. Лишь к 15 годам он получил возможность учиться. С 22 лет Конфуций сам занялся обучением и постепенно стал самым знаменитым педагогом Китая. Он считал необходимым обучать четырем основным дисциплинам: морали, языку, политике и литературе.
В 50-летнем возрасте Конфуций стал высокопоставленным чиновником, но вскоре из-за интриг ушел в отставку, а затем в течение 13 лет странствовал по Китаю, не находя применения своим идеям. В 484 г. Конфуций вернулся в родной город Лу (ныне г. Цюйфу в провинции Шаньдун), где вновь занялся преподаванием, а также собиранием и редактированием текстов, вошедших позднее в книги конфуцианского канона.
Похоронен Конфуций на специально отведенном для него, его потомков и последователей кладбище, а его дом после смерти был превращен в храм, ставший местом паломничества.
У Конфуция было много учеников, которые записывали как мысли учителя, так и свои собственные. Так возникло главное конфуцианское сочинение «Лунь-юй» («Беседы и высказывания»). Это сочинение, весьма слабо систематизированное, содержит в себе нравственные поучения, которые всякий образованный китаец должен был с детства выучить наизусть и руководствоваться ими всю жизнь.
Важное место Конфуций отводил правилам благопристойного поведения человека в различных жизненных ситуациях, заложив тем самым основы того, что сегодня называют «китайскими церемониями».
По утверждениям биографов, сам Конфуций точно исполнял 300 обрядов, соблюдал 3000 правил приличия и требовал этого от других. Идеи Конфуция сыграли большую роль в истории Китая и повлияли практически на все стороны его жизни, а сам он был превращен в объект религиозного почитания. Учение Конфуция во II в. н.э. было оформлено в ортодоксальную доктрину и стало ведущей идеологией Поднебесной.
Учение Конфуция
Согласно учению Конфуция, мудрость исходит из прошлого, а отвергающего традиции постигают неудачи. Главный принцип общественной организации — «хэ» (гармония, единение), к которому приходят путем взаимопреодоления полярных интересов и мнений. Слияние противоположностей лежит в основе всех вещей.
Конфуцианство формулирует концепции «жэнь» (гуманность, человеколюбие) и «ли» (правила, этика). В конфуцианстве общество делилось на две категории — благородных и простолюдинов. Благородный муж стремится к человеколюбию и справедливости, «маленький» человек стремится к богатству и выгоде. Благородный человек заботится о соблюдении морали, «маленький» помышляет о земле. Благородный заботится о соблюдении закона, а «маленький» — о получении благодеяния. Необходимо быть честным сановником и почитать правителя.
В конфуцианстве разработана система государственного управления: наверху находится высший правитель — «сын Неба». Проповедуются любовь и уважение к «вышестоящим», любовь к матери и уважение к отцу. Выдвигается принцип справедливости как основа решения дел. Непреклонная верность учению, способность овладевать им и хранить его — важное требование конфуцианства. Личное желание человека должно сводиться к заботе о других, а не о собственном благополучии. Любовь — лучшее средство проверки величия человека.
Культивируется уважение к предкам и старшим. Главной категорией семейной этики Конфуция является «сяо» — сыновняя почтительность.
Сыновние обязанности бывают двух видов:
- забота о пропитании и здоровье родителей и поддержание родительского авторитета, забота о родителях после их смерти путем выполнения церемоний;
- поддержание авторитета семьи.
Конфуцианство провозгласило доктрину следования «срединному пути», во избежание крайностей. Для достижения совершенства необходим баланс в деятельности: приспособление к условиям жизни и подчинение авторитету власти.
Справедливость и законы являются следствием длительного развития мышления и практики. Только немногие способны к самопожертвованию, большинство же людей надо держать в рамках закона, утверждая его силой.
Люди делятся на три группы:
- хорошие от природы, качества которых улучшаются путем образования;
- плохие от природы, которых удерживает только страх наказания;
- смешивающие добро и зло в своем поведении, которые могут двигаться в различных направлениях.
В центре философско-этических представлений Конфуция находится человек, его моральный облик. В этой связи Конфуций разрабатывает целый ряд новых философско-этических категорий, и прежде всего категорию цзюнь-цзы (благородный муж), которым становятся не благодаря происхождению, а воспитывая в себе высокие нравственные качества — «жэнь» (человеколюбие) и — «ли» (обладание чувством долга).
Кроме идеала цзюнь-цзы, Конфуцию принадлежит и разработка консервативной теории государственного устройства, в основе которой лежит идея «исправления имен» (чжэн мин), согласно которой общество, упорядоченное при помощи чжэн мин, должно состоять из думающих верхов и трудящихся покорных низов. Такой социальный порядок Конфуций считал вечным и неизменным.
Конфуцианский канон
Конфуцианский канон — Ши-саньцзин (Тринадцатикнижие) — включает тринадцать древнекитайских классических книг.
В эпоху Хань при императоре У-ди (140-87 гг. до н. э.) было создано «Пятикнижие» («Уцзин»), в которое вошли «Ицзин» («Книга перемен»), «Шицзин» («Книга песен и гимнов»), «Шуцзин» («Книга истории»), «Лицзи» («Записки об обрядах») и «Чунцю» («Летопись весны и осени», хроника одного из китайских княжеств).
Позднее, в годы правления династии Тан (618-907), к «Пятикнижию» были добавлены книги:
- «Чжоули» («Ритуал династий Чжоу»),
- «Цзочжу-ань» («Хроника господина Цзо Цюмина»),
- «Или» («Книга об этикете и обрядах»),
- «Гуньян-чжуань» («Хроника господина Гуньян-Гао») и
- «Гулян-чжуань» («Хроника господина Гулян Чи»).
В 827-840 гг. в Ши-саньцзин были включены «Сяоцзин» («Канон сыновней почтительности»), «Луньюй» («Беседы и высказывания») и «Эр-я» («Словарь изысканных синонимов»), а в северо-сунский период (960–1127) — «Мэнцзы» (книга одного из учеников Конфуция).
«Луньюй» и «Мэнцзы» входят в «Сышу» («Четверокнижие»), также являющееся частью конфуцианского канона. Книги, вошедшие в канон конфуцианства, создавались на протяжении тысячелетий многими авторами и играли огромную роль в духовной жизни китайского общества вплоть до XX в.
На основе канона строились системы воспитания и образования; каждый чиновник, чтобы занять определенное место в государственном аппарате Китая, был обязан сдать экзамен на знание текстов Ши-саньцзин и т.д.
Влияние конфуцианства на китайскую культуру и сегодня остается значительным. По приблизительным оценкам, в настоящее время численность последователей конфуцианства составляет св. 300 млн человек.
Источники и дополнительная информация:
- sr.artap.ru — статья «Конфуций» в кн.: Новейший словарь религиоведения / Авт.-сост. О.К. Садовников, Г.В. Згурский; под ред. С.Н. Смоленского. Ростов н/Д: Феникс, 2010;
- sr.artap.ru — статья «Конфуцианство» в кн.: Новейший словарь религиоведения / Авт.-сост. О.К. Садовников, Г.В. Згурский; под ред. С.Н. Смоленского. Ростов н/Д: Феникс, 2010;
- lunyu.ru — Конфуций. Беседы и суждения;
- ec-dejavu.ru — Конфуций (Маслов А.А. Китай: колокольца в пыли. Странствия мага и интеллектуала. М.: Алетейя, 2003. С. 100–115);
- confucianism.ru — сайт о конфуцианстве;
- sadpanda.cn — статья «Имея прочную опору…» (о Конфуции).
Дополнительно на Genon.ru: