Мировой нефтяной кризис в начале 70-х годов прошлого века заставил развитые страны задуматься о проблемах энергосбережения, в результате чего автомобильная промышленность сделала качественный рывок в плане снижения удельного расхода топлива. В настоящее время автомобили, выпускаемые за рубежом, отличаются большей экономичностью, чем отечественные. Однако проблема экономии топлива актуальна и для импортных, и для отечественных автомобилей, и, видимо, в обозримом будущем будет оставаться актуальной. Ведь, кроме экологической, это еще и экономическая проблема. Чем меньше топлива потребляет автомобиль, тем лучше для кошелька хозяина.
Уменьшить расход топлива можно даже не прибегая к каким-то изощренным методам. Замечено, что когда одним и тем же автомобилем пользуются разные водители, в результате получается различный расход топлива. Следовательно, расход топлива зависит не только от марки машины, но и от многих других факторов, таких как: мастерство водителя, техническое состояние и условия эксплуатации автомобиля, марки используемых масел и топлива и др.
Зависимость расхода топлива от мастерства водителя
Чем более равномерна скорость движения автомобиля, тем меньше расход топлива. То есть, резкие разгоны и торможения — враги экономии. Разумеется, здесь не надо впадать в крайности: равномерность скорости может быть вредна и даже опасна. Следует помнить, что при нахождении в потоке транспортных средств самым безопасным вариантом будет движение со скоростью потока. А на тех участках дорог, где есть ограничение скорости, не следует этим ограничением пренебрегать.
Начиная движение, нужно как можно раньше переходить на высшую передачу. Чем выше передача, тем меньше ходов совершают поршни двигателя на единицу пробега и, следовательно, уменьшается расход топлива. При переключениях передач не следует злоупотреблять педалью акселератора, ведь если нажимать на нее сильнее, чем требуется, количество топлива, поступающего в двигатель, будет избыточным.
Не секрет, что при движении по городу и по магистрали расход топлива будет отличаться. Разным он будет и при движении по проселочной дороге и асфальту. Стояние в пробках очень сильно увеличивает расход топлива, так как двигатель работает, а автомобиль практически не двигается. Поэтому, планируя поездки, необходимо заранее продумать маршрут, предусмотреть все пункты остановки, стараясь избегать лишних. Зачастую более длинный путь не значит менее экономичный, и наоборот.
Влияние технического состояния автомобиля на расход топлива
Технически исправный автомобиль всегда будет потреблять меньше горючего, чем автомобиль с неисправностями. Должны быть надлежащим образом отрегулированы все системы автомобиля, подшипники должны легко вращаться и т.д.
Из рекомендованных заводом-изготовителем смазывающих жидкостей нужно использовать наименее вязкие.
Довольно ощутимое влияние на расход топлива оказывают аэродинамические характеристики автомобиля. И если изменить коренным образом эти показатели нельзя, то повлиять на них вполне под силу любому автомобилисту. Отрицательно сказывается на аэродинамике езда с открытыми форточками, наличие багажника, неправильно спроектированных самодельных спойлеров и т.п.
Широкопрофильная резина также ухудшает аэродинамические показатели. С целью экономии топлива лучше всего применять бескамерные радиальные шины. Давление в шинах лучше держать на верхних пределах допустимого, так как приспущенные колеса негативно влияют на расход топлива.
Бортовая электроника требует дополнительного расхода топлива. Особенно сильное влияние оказывают мощные потребители тока: фары, кондиционер, обогреватели стекол, аудиосистема, холодильники, кофеварки. Поэтому пользоваться следует только тем, что действительно необходимо. А вот экономайзер, бортовой компьютер и прочая полезная электроника, наоборот, только помогут уменьшить расход топлива, информируя водителя о текущем и среднем расходе горючего.
Как влияют условия эксплуатации автомобиля на расход топлива
Помимо перечисленных выше факторов, на расход топлива влияют и некоторые факторы внешней среды. Например, езда в темное время суток мене экономична. И вызвано это не только необходимостью включения световых приборов, но и необходимостью использовать в целях безопасности другой скоростной режим. То же можно сказать о движении в условиях недостаточной видимости: туман, дождь, метель.
Состояние дороги также может оказать некоторое влияние на расход топлива. Движение в гололед требует повышенной осторожности и пониженных скоростей. Езда по мокрой, а тем более по проселочной дороге также поспособствует скорейшему сгоранию лишних граммов горючего.
Ввиду ряда обстоятельств, зимой расход топлива всегда выше, чем летом. Этому существует комплекс причин: необходимость более длительного разогрева двигателя перед началом движения, применение обогревательных приборов, короткий световой день, качество дорог и другие. И если совсем отказаться от поездок зимой невозможно, об этом надо хотя бы помнить, чтобы преждевременное опустошение бензобака не стало неожиданностью.
Итак, 15 причин дополнительного расхода топлива и как их избежать
- Дешевый бензин не всегда позволяет экономить. Расход сильно зависит от качества топлива. Здесь важно найти именно свой бензин, который идеально подойдет для двигателя вашего авто. Современные автомобили требуют самой высококачественной подпитки. Поэтому экономия на топливе элементарно может вылиться в серьезный ремонт топливной системы. Что делать? Найти для своего авто АЗС с качественным бензином и стараться заправляться именно там.
- Техническое состоянием автомобиля. Грязный воздушный фильтр не позволит сэкономить на топливе, так как ограничивает доступ воздуха внутрь двигателя и добавляет до 10% к расходу. Заменить его — дело пяти минут. Экономия будет существенная.
- Неисправности в системе охлаждения грозят потерей 10–15% горючего. Даже небольшая разница между необходимой температурой двигателя (по заводским стандартам) и той, что есть на самом деле, приводит к дополнительному расходу.
- Износ двигателя автомобиля. Здесь каждая отработавшая свое деталь способна добавить к совокупному расходу бензина от 10 до 20%, а то и все 50%. Используйте легкие моторные масла на основе синтетики или полусинтетики с высокой вязкостью. Срок службы деталей увеличится, а значит, расход топлива совокупно будет меньше.
- Ходовая часть. Сюда относятся неполадки в подшипниках ступиц колес, неотрегулированный сход-развал и низкое давление в шинах. Кстати, «мягкие» шины — одна из самых частых причин перерасхода топлива.
Объединяем пункты 2–5 и делаем вывод: за техническим состоянием автомобиля нужен постоянный присмотр. Внимание оправданно.
- Езда на непрогретом двигателе. Расход горючего увеличивается на 25%. Совет: прогревайте двигатель. Езду начинайте на низких оборотах и невысокой скорости. Прибавляйте, когда температура достигнет нужного уровня.
- Быстрая езда. Хорошие манеры помогают экономить. Это факт. В зависимости от манеры езды, расход топлива увеличивается на 5-25%. Медленная езда — не слишком приятный способ экономии. Зато вы заметите разницу в частоте посещений заправки.
- Резкий старт — трата топлива впустую. Трогайтесь плавно. Точно так же плавно тормозите. Не давите зазря педаль газа в пол. Каждое резкое движение педалью увеличивает расход топлива в десятки раз.
- Кондиционер. Да, отказ от него добавит дискомфорта. Тем не менее, именно кондиционер прибавляет до 15% процентов к расходу топлива.
- Тюнинг. Модные навороты и колесные диски ухудшают аэродинамические характеристики автомобиля, зато добавляют трат.
- Свалка в машине говорит о водителе-неряхе. Дополнительный вес груза и мусора добавляет расходов. Выбрасывайте весь хлам из багажника и бардачка регулярно, следите за чистотой задних сидений и под ними. Не забывайте снимать багажник с крыши автомобиля и крепления для велосипедов. Эти приспособления сильно ухудшают аэродинамику авто.
- Нервное переключение передач. Конечно, это не касается машин с АКПП. Здесь просто важно то, что такие автомобили потребляют бензина на 15% больше, чем машины с МКПП. Обычно для «механики» хорош режим, когда скорость вращения коленвала придется на промежуток между 2500 и 3500 оборотами. И помните: первая передача — для троганья; вторая — для разгона; третья — для обгона; четвертая — для города; пятая — для шоссе.
- Музыка и свет, подогрев сидений, стекол и печка — все это добавляет трат. Выключите лишнее.
- Езда в дождь увеличивает расход на 15%. Сопротивление воды довольно сильно. Преодолевая рытвины и лужи, полные воды, колеса преодолевают дополнительно сопротивление. Хотите сэкономить? Не ездите по мокрым дорогам, а если уж поехали, то объезжайте выбоины и лужи.
- Непродуманный маршрут. Плавное движение в городском потоке и составление маршрута помогут сэкономить. Здесь отлично помогает хороший навигатор GPS.
Многие водители для экономии рекомендуют езду в «воздушном мешке» позади крупногабаритного транспорта. Правда, такой способ, наверное, себе дороже. Хулиганский совет от водителей: спрямлять повороты. Но это опасно. И конечно, самый лучший совет сэкономить на бензине — попросту не ездить.
За все приходится платить. Как видно, жесткая экономия на топливе приведет к редкой и медленной езде без удобств.
Источники информации: