Порядок обязательного досудебного урегулирования спора, заключающийся в составлении и предъявлении претензии к ответчику, предусмотрен следующими федеральными законами и кодексами:
1. Гражданский кодекс РФ (статья 797):
- в обязательном порядке до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, к нему предъявляется претензия в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом (см. ниже);
2. Кодекс Торгового мореплавания РФ (статья 403):
- претензия предъявляется в обязательном порядке до предъявления к перевозчику иска в связи с перевозкой груза морскими видами транспорта;
3. Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (статья 161):
- предъявление претензии к перевозчику или буксировщику до предъявления иска в связи с перевозкой пассажиров, багажа, груза водным транспортом является обязательным условием;
4. Воздушный кодекс РФ (статья 124):
- претензия предъявляется в случае нарушения договора воздушной перевозки пассажиров, груза или почты воздушным транспортом;
5. Федеральный закон РФ № 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта" (статья 120):
- претензия в обязательном порядке предьявляется к перевозчику до предъявления иска, связанного с осуществлением перевозок груза железнодорожным транспортом;
6. Федеральный закон РФ № 259-ФЗ "Устав автомобильного и городского наземного электрического транспорта" (статья 39):
- претензия в обязательном порядке предъявляется к перевозчикам, вытекающих из договоров перевозок грузов автомобильным и городским наземным электрическим транспортом. До предъявления к перевозчикам, фрахтовщикам исков, вытикающих из договоров перевозок пассажиров, претензии могут не предъявляться.
7. Федеральный закон РФ № 126-ФЗ "О связи" (статья 55):
- претензия предъявляется к оператору связи до обращения в суд в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи;
8. Федеральный закон РФ № 176-ФЗ "О почтовой связи" (статья 37):
- претензия предъявляется к оператору почтовой связи при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг почтовой связи;
9. Закон РФ № 2300-1 "О защите прав потребителей" (статья 18, статья 29):
- требования предъявляются к продавцу или исполнителю услуг (работ), возникающие из любых договорных отношений.