Святитель Николай, он же святой Николай, Николай Угодник, Николай Чудотворец (греч. Αγιος Νικολαος — святой Николай; ок. 270 — ок. 345) — христианский святой, архиепископ Мир Ликийских (Византия). Почитается как чудотворец, считается покровителем моряков, купцов и детей. В европейском фольклоре — прототип Санта-Клауса.
Память святителя Николая совершается:
- 6 (19) декабря — день смерти (в русской традиции «Никола зимний»)
- 9 (22) мая — день прибытия мощей в город Бари (в русской традиции «Никола вешний»).
Жизнеописание
Согласно официальному житию, святитель Николай родился в Малой Азии в III веке в греческой колонии Патара в римской провинции Ликия во времена, когда регион был эллинистическим по своей культуре и внешнему облику. Николай был очень религиозным с раннего детства и полностью посвятил свою жизнь христианству. Считается, что он был рождён в семье знатных состоятельных родителей-христиан в Патаре, где и получил начальное образование. Когда его родители умерли, Николай унаследовал их состояние, однако отдал его на нужды благотворительности.
Начальный период деятельности святителя Николая в качестве священнослужителя относят к правлению римских императоров Диоклетиана (годы правления 284—305) и Максимиана (годы правления 286—305). В 303 году Диоклетиан издал эдикт, узаконивший систематическое преследование христиан по всей империи. После отречения обоих императоров 1-го мая 305 года произошли изменения в политике их преемников по отношению к христианам. В западной части империи, Констанций Хлор (годы правления 305—306) положил конец систематическим гонениям после своего восшествия на престол. В восточной части, Галерий (годы правления 305—311) продолжил преследования до 311-го года, когда он выпустил эдикт веротерпимости, находясь на смертном одре. Гонения 303—311 годов считаются наиболее продолжительными в истории империи.
После смерти Галерия его соправитель Лициний (годы правления 307—324) в основном относился к христианам терпимо. Как результат, христианские общины стали развиваться. К этому периоду относится епископство святителя Николая в Мире (древняя Ликии Римской империи; современное название города — Демре, расположен в провинции Анталия в Турции). Разрушение нескольких языческих храмов также приписывают ему — среди них один из храмов Артемиды (также известной как Диана).
По преданию, якобы во время Вселенского Собора (325) ударил за ересь по лицу своего оппонента Ария, за что был временно лишён архиерейского сана. Однако в дошедшем списке 318 участников этого собора имени святителя Николая нет.
Деяния и чудеса
Святитель Николай также считается защитником оклеветанных, часто избавляющим их от судьбы невинно осуждённых. Он известен и своими молитвами за моряков и других путешественников.
Святитель Николай считается покровителем мореплавателей, к которому часто обращаются моряки, которым угрожает потопление или кораблекрушение. В соответствии с жизнеописанием, будучи молодым человеком, Николай пошёл учиться в Александрию, и в одном из своих морских путешествий из Миры в Александрию он воскресил моряка, сорвавшегося с элемента корабельной оснастки в шторм и разбившегося насмерть. Из другого случая жизнеописания, Николай спас моряка по пути из Александрии обратно в Миру и по прибытии взял его с собой в церковь.
Еще при жизни своей святитель Николай прославился как умиротворитель враждующих, защитник невинно осужденных и избавитель от напрасной смерти.
Почитание
Святитель Николай Чудотворец почитаем во всем мире представителями различных религиями. По преданию, обращались к нему не только верующие, но и язычники, и святитель отзывался своей неизменной чудной помощью всем, искавшим ее. У спасаемых им от телесных бед он возбуждал раскаяние в грехах и желание исправить свою жизнь.
Изначально святой Николай был погребён в церкви в Мирах (Демре), на территории современной Турции. В мае 1087 года итальянскими купцами мощи святителя были перевезены в Италию и в настоящее время находятся в крипте базилики Св. Николая в городе Бари (Италия).
Считается, что Господь сподобил его честное тело нетления и особой чудотворной силы. Мощи его начали источать благоуханное миро, обладающее даром чудотворения.
Даже турки-мусульмане имеют глубокое уважение к святителю: в башне они хранят ту темницу, где был заключен этот муж.
В 2009 г. группа из Манчестерского университета под руководством Кэролайн Вилкинсон составила по рентгеновским снимкам и краниологическим измерениям профессора Мартино реконструкцию лица Николая. По данным Мартино — Вилкинсон, Николай был крепко сбитым мужчиной роста примерно 1 м 68 см; его отличали высокий лоб, выступающие скулы и подбородок, карие глаза и смуглая кожа.
Святой Николай в России
В Московской Руси и Российской империи Николай чудотворец занимал первое место среди святых (после Богородицы) по количеству посвящённых храмов и написанных икон; его имя вплоть до середины XX века было одним из самых популярных при наречении младенцев.
Православная церковь чествует память святителя Николая не только 6 декабря и 9 мая, но и еженедельно, каждый четверг, особыми песнопениями.
В иконографии святителя иногда выделяют иконы «Николы зимнего» и «Николы вешнего», соответствующие дням почитания в году. При этом «зимний» Никола изображается в епископской митре, а «вешний» — с непокрытой головой. По распространённому преданию иконография «Николы зимнего» возникла во времена царствования Николая I, который как-то обратил внимание на то, что на иконе его небесный покровитель изображён без головного убора и сделал замечание духовенству. На Никольской башне Московского Кремля находилась икона Николы Можайского, в честь которой и названа башня и улица ведущая к этой башне.
Православные цыгане почитают Николая Угодника как своего покровителя. Почитание калмыками-буддистами Николая Чудотворца было одним из виднейших успехов калмыцкой христианизации.
«Микола-бурхан» был включён в пантеон духов-хозяев Каспийского моря и особо почитался как покровитель рыбаков. Другой буддийский народ России — буряты — отождествлял Николая Чудотворца с божеством долголетия и процветания Белым Старцем.
Почитание Святого Николая на Западе
Святой Николай является прообразом Санта-Клауса. Первоначально именно от имени этого святого дарились в Европе подарки детям в свой день почитания святого по церковному календарю — 6 декабря. Однако в период Реформации, выступавшей против почитания святых, в Германии и сопредельных странах святой Николай был заменён в качестве персонажа, вручающего подарки, младенцем Христом, а день вручения подарков был перенесен с 6 декабря на период рождественских ярмарок, т.е. на 24 декабря. В период контрреформации образ святого Николая вернулся в обиход, однако он уже прочно ассоциировался с рождественскими праздниками, где стал выступать в качестве дарителя подарков. Оторванный от дня своего праздника по церковному календарю (6 декабря), святой Николай постепенно перестал ассоциироваться напрямую со святым, превратившись в мифический и коммерционализированный образ Санта-Клауса.
Источники информации: