Жерар Ксавье Марсель Депардьё (часто пишется и произносится как Депардье, родился 27 декабря 1948 года в Шатору) — французский актёр, лауреат премий «Золотой глобус» и «Сезар», ресторатор, винодел. Считается одним из лучших актёров во Франции.
Детство
Жерар Депардье родился 27 декабря 1948 года в небольшом городе Шатору. Отец, работавший кровельщиком, часто пил и постоянно ругался с женой. Она же занималась хозяйством и рожала детей. Одного за другим (кроме Жерара в семье было еще пять голодных ртов). На воспитание детей времени у матери не хватало.
Жерара воспитывала улица — мир мелких воров, дебоширов и пьяниц. С ранних лет мальчик связался с уголовными элементами. Обладавший крупным телосложением, Депардье выглядел старше своего возраста, соответственно и друзей он подбирал себе постарше. От безделья они сначала просто хулиганили, участвовали в драках, покуривали травку, а затем занялись воровством и угоном автомобилей.
Но нет худа без добра. Именно в те годы Депардье научился жить с тем чувством внутренней свободы, которое впоследствии пригодилось ему в актерской профессии.
Воровские наклонности Депардье нет-нет, но проявляются порой и сегодня. Знаменитый актер, получающий ныне баснословные гонорары, бывая в гостях, обожает что-нибудь стянуть «на память», как он сам признается: руки почему-то сами тянутся. Рассказывают, что как-то раз знакомая супружеская пара с огромным трудом зазвала его к себе на светский прием.
В одной из комнат он увидел красивую массивную пепельницу и, жуликовато озираясь, попытался запихнуть ее в карман. Вошедшие хозяева, застав его за подобным занятием, лишились дара речи. Депардье же, пробормотав что-то невнятное, заторопился домой.
Юность. Учеба.
Депардье было 16 лет, когда он приехал в Париж и поступил на курсы драматического искусства Шарля Дюлена. Актер вспоминает: «Курсы, на которые я поступил, были платные, и мне приходилось работать то уборщиком, то дворником, то постановщиком декораций. Иногда я перебивался крошечными ролями в массовках. В то время я жил, где придется. Иногда меня подкармливал приятель, который держал бистро».
Здесь, в Париже, Жерар Депардье открыл для себя совершенно неведомый доселе мир театра. Не умеющего правильно говорить провинциала словно прорвало. Он начал запоем читать, жадно наверстывая упущенное. На занятиях проявилась феноменальная память Жерара. С первого раза он схватывал солидные куски текста.
После курсов Шарля Дюлена Депардье продолжил свое обучение в парижской театральной школе Theatre National Populaire. А по ее окончании, Депардье вместе со своими однокашниками Миу-Миу и Патриком Деваэром поступили в труппу маленького любительского театра «Кафе де ля Гар» («Cafe de la Gare»).
Учась на курсах Шарля Дюлена, Депардье встретил свою первую любовь. Его сокурсница Элизабет Гуинот, социолог по образованию, была на 6 лет старше Жерара. Однако это не помешало ему влюбиться в нее с первого взгляда.
Депардье вспоминает: «До нее я понятия не имел, что значит быть влюбленным. Я не представлял себе, что можно боготворить женщину, с которой спишь. С ней я перестал быть замкнутым деревенским парнем. Мы не могли обходиться друг без друга».
Спустя несколько лет, в 1970 году, они поженились.
Творчество
В кино Жерар Депардье начал эпизодически сниматься с середины 60-х. Его первые роли вполне соответствовали сложившемуся имиджу: битник в короткометражке Роджер Ленардта «Битник и барышня» («Beatnik et le minet»), безымянный хиппи в фильме Агнес Варды «Nausicaa».
Можно с уверенностью сказать, что Депардье пришел в кино вовремя. Это были годы, когда рафинированные красавцы всем надоели, и для французского кино нужна была новая струя, способная привлечь молодежную аудиторию. Типаж актера, его характерная внешность, темперамент пришлись, как нельзя, кстати. Режиссеры тут же окрестили Депардье новым Жаном Габеном.
В начале 70-х Депардье снялся в мелодраме Жака Дере «Немного солнца в холодной воде» (Пьер, брат Натали) по популярному роману Франсуазы Саган, в криминальной драме Хозе Джованни «Скумон: Приносящий беду», в драме режиссера-авангардистки Маргерит Дюрас «Натали Гранжье» (продавец) и нескольких других картинах.
Но настоящую славу молодому актеру принесла роль Жан-Клода в хулиганско-провокационной ленте режиссера Бертрана Блие «Вальсирующие», вышедшей на экраны в 1973 году. Вообще-то подобный перевод жаргонного названия фильма «Les Valseuses», распространенный в России, не является правильным. Наиболее точный русский аналог — «Мудозвоны», но под таким названием фильм у нас в стране конечно никто не пропустил бы, потому и сошлись на политкорректром «Вальсирующие».
Фильм, являющийся послесловием к известным событиям 1968 года, повествовал о похождениях обаятельных молодых шалопаев и хулиганов в поисках женщин, денег, автомобилей и удовольствий. Вместе с Жераром Депардье у Блие снялись его друзья по театральной школе Миу-Миу и Патрик Деваэр.
Собственно говоря, в фильме Депардье и Деваэр играли самих себя, какими они были всего несколько лет назад. Их герои, беспринципные и бесшабашные парни, приставали к женщинам, грабили прохожих, творя свои бесчинства легко и непринужденно.
Фильм не оставил никого равнодушным. Его ругали, им восторгались, а для молодежи «Вальсирующие» стали своеобразным манифестом. Естественно, что после такой картины Депардье буквально проснулся знаменитым…
К середине 70-х начал складываться экранный образ Жерара Депардье — молодого, угловатого, обаятельного, но опасного хулигана. Именно в такой манере он предстал перед зрителями в роли боксера Жана в фильме Клода Соте «Венсан, Франсуа, Поль и другие». Таким же был Олмо Далко — крестьянский вожак в картине Бертолуччи «XX век» (вместе с Депардье в этой картине снялся знаменитый Роберт де Ниро).
К чести актера, он старался не зацикливаться на одном амплуа. Депардье уже тогда интересовали разнообразные человеческие характеры. Он снимается в роли Жерара в драме Марко Феррери «Последняя женщина» (1976), Рауля в грустной и озорной комедии Бертрана Блие «Приготовьте носовые платки» (1978) и других фильмах.
Порой именно талант актера вытаскивал заведомо слабые картины, как, например, в случае с драмой «Барокко», где Депардье, с присущим ему напором и обаянием, сыграл сразу две роли — боксера Самсона и его убийцы.
Очень скоро талант актера стали признавать и на различных кинофестивалях. Первый большой успех — престижную кинематографическую премию Сезар — Депардье принесла роль Бернарда Гранде в мелодраме Франсуа Трюффо «Последнее метро».
В начале 80-х режиссеры «разглядели» комедийный талант Жерара Депардье. Советские зрители помнят великолепную комедию Клода Зиди «Инспектор-разиня», в которой Депардье сыграл преступника Роджера Морзини, легко обманывающего растяпу-полицейского. Не менее интересной работой стала главная роль в экранизации знаменитой пьесы французского комедиографа Мольера «Тартюф», поставленной в 1984 году самим Депардье.
Но настоящий успех актеру в комедийном амплуа принесли совместные работы с неподражаемым Пьером Ришаром. Впервые они вместе появились в комедии Франсиса Вебера «Невезучие». Депардье сыграл там грубоватого и неотесанного частного детектива, а Ришар — непредсказуемого бухгалтера-недотепу.
В результате получился феноменальный дуэт, обеспечивший фильму грандиозный успех. Вслед за «Невезучими» последовали картины все того же Вебера — «Папаши» и «Беглецы», завершившие формирование образа Депардье. Он оказался по-настоящему универсальным актером, способным к героическим, интеллектуальным, трагическим и комическим образам. Ничто, при этом, не мешало ему смешивать все амплуа в одном.
К середине 80-х Жерар Депардье уже по праву считался звездой не только французского, но и мирового кинематографа. С одинаковым успехом он исполнял разноплановые роли в фильмах самых разных жанров: комедиях, драмах, боевиках. Яркой, незабываемой работой актера стала главная роль в фильме известного польского режиссера Анджея Вайды «Дантон» (1983).
Особо стоит отметить сотрудничество Депардье с режиссером Блие, которого актер считает своим крестным отцом в кинематографе. Вместе они создали несколько замечательных картин, среди которых, вызвавшая скандал на Каннском кинофестивале, драма «Вечерний туалет» (1986). В этой картине Депардье сыграл нахального гомосексуалиста Боба, вторгшегося в жизнь тихой семейной пары. Экзотическая жизнь втроем в конце концов привела героев фильма на панель.
Совершенно иным Депардье предстает в другой картине Блие — драме «Слишком красивая для тебя» (Trop belle pour toi). Его герой Бернард, человек состоятельный, неожиданно для всех предпочитает своей аристократичной и божественно прекрасной жене безобразную, невоспитанную, немолодую и безвкусно одетую секретаршу.
Вторая половина 80-х отмечена и другими интересными работами актера. Так за роль комиссара полиции Мангина в фильме Мориса Пиала «Полиция» (1986) Депардье был удостоен приза Венецианского кинофестиваля. А в 1989 году в фильме Клода Зиди «Двое» он сыграл композитора Марка Ламберта, неисправимого бабника, вынужденного ради любви пересмотреть свои взгляды на жизнь.
Начало 90-х ознаменовалось для Жерара Депардье очередным большим успехом. Речь идет о фильме Жан-Поля Раппно «Сирано де Бержерак», где Депардье сыграл главную роль. Стоит отметить, что критики весьма скептически отнеслись к выбору режиссера. Им казалось, что Депардье совершенно не подходит к этой роли. Но актер, в очередной раз доказал, что ему подвластны самые разные характеры.
«Сирано де Бержерак» продемонстрировал еще одну особенность актера. Случайно или нет, но большинство его героев-современников — простоватые, грубоватые, люди. Но стоит Депардье окунуться в историю, как фильм получается глубоко интеллектуальным. Так случилось и с «Сирано», где проблема героя, поэта и солдата заключается совсем не в мешающем любви уродстве, а в его выдающемся интеллекте.
Картина получила массу премий, в том числе Оскара за лучшие костюмы, Золотую пальмовую ветвь в Каннах, Золотой глобус, несколько Сезаров. Депардье же был удостоен приза за лучшую мужскую роль на Канном кинофестивале.
Был Депардье удостоен и очередного Сезара, вот только получить его актеру не удалось. В одном из интервью Жерара угораздило ляпнуть, что в далекой юности он с группой товарищей изнасиловал 9-летнюю девочку. Люди, близко знавшие Депардье, клялись, что он неудачно пошутил. Тем не менее, престижную награду получили все актеры, снявшиеся в фильме, кроме самого Депардье.
Награды
- Лауреат приза «Сезар», как лучшему актеру (1981, за фильм «Последнее метро»).
- Лауреат приза Венецианского кинофестиваля «За лучшую мужскую роль» (1985, за фильм «Полиция»).
- Лауреат премии Каннского кинофестиваля «За лучшую мужскую роль» (1990, за фильм «Сирано де Бержерак»).
- Лауреат приза «Сезар», как лучшему актеру (1991, за фильм «Сирано де Бержерак»).
- Лауреат премии «Золотой глобус», как лучшему актеру (1991, за фильм «Вид на жительство»).
- Лауреат приза Венецианского кинофестиваля «Золотой лев» за выдающиеся достижения в кино (1997).
- Кавалер ордена Почетного легиона (1996).
- Лауреат специального приза XXVIII МКФ за достижение вершин актерского мастерства и верность традициям школы К. Станиславского «Верю. Константин Станиславский» (2006).
Источники:
Дополнительно на Геноне: