Сложить игрушки, дослушать сказку до конца, высидеть урок в школе не просто. Для этого нужна усидчивость. А поскольку все родители мечтают, что бы их ребенок был аккуратным, внимательным и умным, то все они стремятся воспитать в детях это качество.
Что такое усидчивость?
Усидчивость - это умение человека самому себя регулировать. Ни один ребенок не появляется на свет с такой способностью. Саморегуляция формируется в процессе жизни, когда ребенок задерживает свой взгляд на маме или на папе следит за движением губ, внимательно слушает.
Усидчивость очень тесно связана со вниманием. Можно сказать, они переплетены друг с другом. Если малыш на что-то смотрит или слушает внимательно, то он в этот момент усидчив. Однако внимание (интерес) не единственная составляющая. Усидчивость – это также и умение человека контролировать себя.
К тому же усидчивость предполагает доведения дела до конца. Если ребенок даже в годовалом возрасте через минуту занятий переключается на что-нибудь другое, то это может являться первым «звоночком». Не усидчивый.
У хронической неусидчивости есть несколько причин.
1. Возможно, ребенку просто надоели те кубики, в которые вы предлагаете ему играть. Он уже наигрался с этими предметами и не чувствует к ним ни малейшего интереса.
2. Если ребенку очень тяжело усидеть на одном месте, он не может подолгу удерживать свое внимание на одном предмете и находится в постоянном движении – это означает, что у него имеются нарушения центральной нервной системы.
Очень часто родители относятся позитивно к тому, что ребенок подвижный, считают, что это хорошо. Обратитесь за консультацией к невропатологу. Очень часто подвижность детей обусловлена их темпераментом, а не заболеванием. Однако подстраховаться не помешает, ведь родитель – не врач. Если не хотите идти к неврологу, можете для начала обратиться за консультацией к психологу.
Если у ребенка стали проявляться такие симптомы как плохой сон, ребенок не может долго лежать и сидеть на одном месте, все время куда-то лезет, активность длится весь день напролет, то это однозначно говорит о том, что у него возбуждение нервной системы. Если у малыша неврологические проблемы, то стремление родителей самостоятельно урегулировать поведение ребенка, обречено на провал. Все усилия будут наталкиваться на непреодолимые препятствия. С этим можно справиться только общими усилиями родителя, невролога и психолога. Если начать лечение как можно раньше (с первого года жизни), то трудностей можно избежать.
3. У детей постарше причиной неусидчивости может быть неуверенность в себе. Когда-то ребенок столкнулся с неудачей. А в дальнейшем, не желая сталкиваться с ней снова, не стремится преодолеть эту неуверенность в себе, а убегает от нее. Неохотно садится за какие – либо дела, полагая, что у него все равно ничего не выйдет. Страх перед неудачей, как правило, приходит из окружения ребенка. Взрослые не поддерживают его, мало хвалят, когда у него хоть что-то получается, чаще указывают на недостатки.
Не всегда родители могут сразу сами в этом разобраться, как правило, они начинают давать поведению ребенка отрицательные оценки, на которых ребенок начинает расти.
Он занимает именно ту позицию, которую ему присвоили родители.
Как помочь усидеть на месте?
Усидчивость у детей до 6 лет формируется только с помощью игровой совместной деятельностью.
Ребенок в самом раннем возрасте не будет играть одни. Он просто не знает, что делать с игрушками. Родителям нужно показать, как играть, к примеру, с теми же кубики.
Игры и задания, которые вы будете придумывать для малыша, обязательно должны по сложности соответствуют возрасту и силам ребенка. Не каждый малыш работает в быстром темпе, через 5 минут ребенок может устать раскрашивать картинку или лепить и оставит занятие недовведенным до конца. Чего никак нельзя допускать, поэтому следует выбирать задания по силам либо оставлять его на завтра. Но завтра обязательно вернуться к нему и довести до конца. Это обязательное условие. Так же необходимо чтобы малыш по окончании своей работы убрал за собой свое место, сложил игрушки, пластилин, карандаши и так далее.
Однако помните, что ребенок до 6 лет не будет выполнять что-либо, если вы попросили об этом приказным тоном. Только игровая деятельность. Примите участие в сборе игрушек. Устройте соревнование « кто первый попадет игрушкой в ящик» или «кто быстрее соберет игрушки».
Необходимо следить за тем, чтобы ребенок не терял интерес к тому, с чем играет. Не стоит покупать много разных ярких игрушек. У него будет рассеиваться внимание, и он со временем потеряет интерес к этому пестрому многообразию. Особенно это касается игр развивающего характера. Их следует хранить в недоступном для ребенка месте и доставать только в момент занятий. Тогда малыш будет всегда воспринимать эту игру как новую и всегда играть в нее со свежим интересом.
В год, два, три - это норма. Естественная потребность организма ребёнка - движение.
Если у ребёнка много игрушек - это не может развивать усидчивость. Давайте одну, две - ярких и красивых, лучше, если ребёнок сам выберет. Остальное всё уберите. Приучайте играть не со всеми игрушками сразу, а попробуйте использовать одну, но придумывайте различные игры, обращая внимание ребёнка на свойства этой игрушки: мягкая, тёплая, гладкая, например, и т.п. В ванной - тонет, плавает и т.п.
Потом переходите к игре с другой игрушкой. Все делайте постепенно. Не заваливайте ребёнка сразу всем. Научите, поиграв, положить на место и только потом взять другую.
kinders.ru
medlinks.ru
Дополнительные материалы:
u-mama - Воспитываем в ребенке усидчивость.
rodim.ru - Как выработать усидчивость у 2-х летнего ребёнка? Какие игрушки нужны?