Как ездить в гололед?
Причиной дорожных неприятностей зимой является ухудшение сцепления колес автомобиля с поверхностью дороги. Сцепление колес с поверхностью дороги характеризуется коэффициентом сцепления, который колеблется в пределах 0,6-0,8. Минимально допускаемый коэффициент сцепления является 0,4 — это согласно условиям безопасности движения. Под воздействием метеорологических условий дорожные покрытия теряют свои качества, а коэффициент сцепления при этом снижается до опасных пределов.
Остановочный путь может увеличиваться в 3-4 раза в зависимости от состояния дорожного покрытия.
Одной из основных ошибок водителей при езде по мокрой, заснеженной или обледенелой дороге является неправильный выбор скорости. Самое важное здесь — это научиться определять опасную для движения дорогу и своевременно изменять режим и тактику управления. Конечно же скользкие участки дороги необходимо по возможности избегать, стараться их объехать либо использовать особые приемы управления автомобилем.
Как можно определить состояния дорожного покрытия?
Когда выезжаете на скользкую дорогу, постарайтесь как можно быстрее определить степень ее «скользкости». Для этого можно использовать несколько способов:
- визуально;
- торможением;
- изменением подачи топлива;
- выжимом педали акселератора.
Резко нажав на педаль тормоза, не всегда можно оценить насколько опасна дорога, но человек с нормальным зрением почти всегда увидит скользкую поверхность. Также в некоторых случаях проверять сцепление колес с дорогой можно путем резкого нажатия на педаль акселератора (газа). Если ведущие колеса сорвутся в пробуксовку, значит, дорога достаточно скользкая, и при движении по ней надо выполнять следующие рекомендации:
- Продолжать движение на пониженной скорости, увеличив таким образом запас безопасности автомобиля. Он необходим так, как на такой дороге необходимо значительно больше места для маневрирования и полной остановки. Также будьте особенно внимательны, приближаясь к мостам или путепроводам. На таких участках дороги ледяное покрытие появляется раньше, чем в других местах, а исчезает позже. В таких зонах следует избегать резких движений рулем, торможения, перегазовок.
- Старайтесь сохранять скорость постоянной, педалью газа пользуйтесь осторожно и мягко, без лишних движений. Скорость снижайте перед поворотами и перекрестками заблаговременно по таким причинам: во-первых, есть угроза столкновения с другим транспортным средством, водитель которого, двигаясь по пересекаемому направлению, не рассчитал скорости и не справился с управлением; во-вторых, поверхность дороги перед перекрестком может быть особенно сколькой из-за постоянного торможения автомобилей.
Как безопасно тормозить в гололед и что делать, если необходимо экстренно затормозить на льду?
Новички, как правило, жмут до упора педаль тормоза, при этом колеса мгновенно блокируются на юз, и автомобиль не только успешно скользит по льду, как на коньках, но еще и не слушается руля. Следовательно, тормозить на юз нельзя.
Иномарки последних лет выпуска все чаще снабжены антиблокировочной системой тормозов (АБС). Действует она так: если в процессе торможения какое-либо колесо становится заблокированным, то датчик тут же отметит изменение его угловой скорости. Компьютер выдает команду растормозить колесо, чтобы не допустить дальнейшей блокировки. Порой это происходит со скоростью 10115 раз в секунду, педаль тормоза «дрожит» под ногой. В итоге АБС позволяет водителю сохранить контроль над автомобилем.
И все же эту систему не следует переоценивать, поскольку эффективность торможения зависит не столько от нее, сколько от коэффициента сцепления. Поэтому не пренебрегайте шинами по сезону. Некоторые опытные водители отключают АБС, более необходимую новичкам. Делать этого не рекомендуется: опыт может и подвести.
Для экстренной остановки на скользкой дороге можно использовать три приема торможения:
- торможение двигателем;
- прерывистое;
- ступенчатое торможение.
Тормозить двигателем рекомендуется в такой последовательности: сбросить подачу топлива, не выключая сцепления, выжать сцепление, включить низшую передачу и снова включить сцепление.
Автомобиль увеличит обороты и будет постепенно сбавлять скорость. При этом можно плавно подтормозить рабочей тормозной системой. Такое суммарное торможение весьма эффективно создает не меньшую тормозную силу, чем колодки.
При прерывистом торможении водитель сильно нажимает на педаль тормоза, а затем на грани юза мгновенно отпускает ее. Если колеса при этом и заблокировались, то потом они все равно успевают раскрутиться и обрести сцепление с дорогой. После того как занос или юз прекратится, следует повторить нажатие на педаль тормоза, но уже чуть слабее — это предохраняет от блокировки колес. При таком способе торможения водитель более внимателен, каждый раз нажимая на педаль.
Такие приемы торможения не позволяют колесам постоянно скользить, поэтому тормозной путь у автомобиля будет намного короче. Стоит отметить и то, что при данном способе торможения поворачивать руль нужно только на этапе «отпустил», когда педаль тормоза не нажата и колеса свободно вращаются. И запомните: тормоз — руль — тормоз — руль — самый эффективный способ остановки на скользкой поверхности в сочетании с одновременным уклонением от опасности в критической ситуации. Таким образом водитель полностью контролирует автомобиль, одновременно производя необходимые маневры и в то же время торможение.
Ступенчатое торможение — это способ наилучший для опытных водителей. Он отличается от прерывистого лишь тем, что при растормаживании педаль отпускается не полностью, а частично. Нога все время на педали, готова чуть ослабить давление при блокировании колес, чтобы затем придавить тормоза. Это тонкая робота, но она станет доступной после тренировки на безопасных площадках.
На льду предпочтение отдают торможению двигателем, поскольку блокированное (не катящееся) колесо на льду неуправляемо. Катящееся — даже при частичном проскальзывании — обеспечивает какой-то минимум управляемости, машина слушается руля.
Безопасность на скользких поворотах.
При прохождении поворотов на автомобиль действует боковая сила, стремящаяся сдвинуть его в сторону от поворота. Чем выше скорость и круче поворот, тем она больше. Повороты особенно опасны на скользкой дороге, поэтому в данном случае скорость лучше всего снизить до минимума и ни в коем случае резко не тормозить.
Чтобы предупредить заносы, водителю необходимо соблюдать следующие правила:
- двигаться по дороге с минимальной скоростью, обеспечивающей безопасность;
- при поворотах и съездах с проезжей части дороги поворачивать рулевое колесо очень плавно;
- избегать торможения на поворотах и закруглениях;
- при остановке автомобиля заблаговременно снижать скорость до минимальной, а затем плавно тормозить.
Причиной заноса может быть и различное состояние дороги под колесами передней и задней оси или ее уклон. Обычно одни колеса блокируются раньше других. Появляется юз и занос автомобиля. Следует помнить и то, что бороться с начавшимся заносом легче всего на его начальном этапе, так как скорость бокового скольжения еще невелика и автомобиль не так далеко уклонился от траектории своего движения.
Если автомобиль заносит, выполните следующие правила поведения:
- Никогда не тормозите. Это лишь усугубит занос. И хотя неведомая сила неудержимо тянет ногу к тормозу, надо устоять, иначе машина выйдет из-под контроля.
- Не выжимайте педаль сцепления — это так же бесполезно, как, скажем, нажатие при заносе на кнопку прикуривателя.
- Не бросайте резко педаль газа, так как это тоже усугубит занос. Если автомобиль заднеприводный, то при появлении признаков заноса необходимо плавно снизить обороты двигателя. В случае с переднеприводным — обороты, наоборот, лучше увеличить, таким образом сила тяги на управляемых колесах позволит «вытянуть» автомобиль из заноса.
- Поворачивайте руль в сторону заноса. Задняя часть машины пошла влево, туда же следует и руль выворачивать, и наоборот. Это движение нужно довести до автоматизма, чтобы в случае необходимости выполнить без рывков, но быстро.
Обратите внимание, что передние колеса всегда смотрят в направлении движения. Лишний поворот руля в панике может не «утихомирить», а еще больше разболтать машину. Поэтому руль надо поворачивать быстро и в меру.
Что делать на подъеме или спуске в гололед?
При преодолении скользких подъемов заблаговременно выберите соответствующую передачу и скорость, чтобы не менять их на самом подъеме. У переднеприводных автомобилей иногда бывает, что передние колеса на скользком подъеме начинают буксовать; в таких случаях можно попробовать взять подъем задним ходом, порой это срабатывает.
На обледенелых спусках тормозите двигателем, включив еще наверху вторую передачу. Если в этом случае нажать на тормоз, то машина превратится в санки. То же самое может получиться при резком повороте руля: если автомобиль ехал прямо, так он и будет ехать дальше.
Чтобы улучшить свое положение на скользкой дороге, можно повысить сцепление шин с дорогой. Для этого используют специальные зимние шины, шипованную резину и цепи противоскольжения.
Итак, обобщая все выше сказанное, при управлении автомобилем на скользкой дороге все движения на обледенелой дороге должны быть более плавными, чем на сухой. Избегайте резких поворотов, резкого торможения, резкого переключения передач. Плавное, мягкое, размеренное управление автомобилем придает ему большую устойчивость, снижает вероятность заноса, которая всегда существует на скользком покрытии.
Источники: