28982 автора и 62 редактора ответили на 85243 вопроса,
разместив 135214 ссылок на 43429 сайтов, присоединяйтесь!

Где найти программу обобщающих факультативных занятий по русскому языку для 9 класса?

РедактироватьВ избранноеПечать

Пояснительная записка

Предлагаемая учебная программа факультативных занятий разработана в полном соответствии с учебной программой «Русский язык» для учреждений общего среднего образования, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь.

 

Актуальность организации данного факультатива определяется необходимостью повторения, обобщения и расширения знаний, совершенствования умений, формирования языковых, речевых, коммуникативных навыков учащихся при переходе со II ступени общего среднего образования на III ступень общего среднего образования.

 

Цели данного курса факультативных занятий: повторение, обобщение, систематизация и расширение знаний, полученных при изучении учебного предмета в V–IX классах; подготовка учащихся к итоговой аттестации за период обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования.

Задачи факультативных занятий:

  • закрепить знания о языковых единицах и их функциональных возможностях;
  • обогатить речь учащихся разнообразными по смысловым, экспрессивным, выразительным, функционально-стилистическим возможностям средствами языка;
  • совершенствовать правописные умения учащихся;
  • развивать умение мотивированного употребления средств языка в конкретных условиях общения.

Факультативные занятия рассчитаны на работу с учащимися IX классов учреждений общего среднего образования и могут быть организованы учителем в течение одного года по 1 часу в неделю (35 ч).

В случае необходимости учитель может перераспределить указанные часы по своему усмотрению в зависимости от уровня подготовленности учащихся.

 

Виды деятельности по русскому языку в факультативном курсе:

  • составление плана, тезисов, конспекта текста;
  • подготовка сообщений по плану, алгоритму, схеме;
  • составление словарной статьи;
  • проведение анализа текста по указанным критериям;
  • написание рассказа, эссе и т.д.

Ожидаемые результаты

В результате освоения содержания программы факультативных занятий учащиеся имеют возможность повысить свою языковую и речевую культуру, расширить, углубить и закрепить изученный в основном курсе теоретический материал, подготовиться к изучению русского языка на повышенном уровне в X–XI классах.

 

Тема 1. Культура речи и речевое общение (1 ч)

Язык как система передачи информации.

Культура речи и совершенствование грамотного письма и говорения. Виды и причины языковых ошибок и коммуникативных неудач.

Словарь культуры русской речи.

 

Тема 2. Фонетика (звуковая сторона слова) (3 ч)

Фонетические нормы: произношение звуков, колебания в ударении. Понятие ударения. Акцентологическое, словесное, смысловое ударение. Ошибки в произношении и ударении, возникающие под влиянием письма, местных говоров, просторечия.

Словари ударения и произношения.

 

Тема 3. Лексика и фразеология (смысловая сторона слова) (4 ч)

Многозначность русского слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Функции историзмов, архаизмов, неологизмов. Заимствования. Роль научной, профессиональной, терминологической, диалектной, жаргонной и арготической лексики в литературной речи. Особенности употребления фразеологизмов в различных функциональных стилях. Использование словарей, справочников энциклопедий.

Лексические нормы, или нормы словоупотребления, – это: 1) правильность выбора слова из ряда слов, близких ему по значению или по

форме; 2) употребление его в тех значениях, которые оно имеет в языке; 3) уместность его использования в речевой ситуации. Соблюдение лексических норм – важнейшее условие точности речи и ее правильности.

 

Тема 4. Образование слов и правописание (6 ч)

Структура слова и значимые части слова. Разновидности морфем. Правописание морфем (приставок, корней, суффиксов, окончаний).

Словообразовательные нормы. Способы образования слов.

Морфемные и словообразовательные словари.

 

Тема 5. Части речи и правописание (10 ч)

Морфологические нормы. Причины вариантности в формах слова.

Употребление существительных: определение рода несклоняемых существительных, род существительных, обозначающих лиц по профессии. Правописание суффиксов и окончаний существительных.

Употребление прилагательных: синонимия полных и кратких форм имен прилагательных, использование степеней сравнения и форм субъективной оценки. Правописание суффиксов прилагательных. Правописание сложных слов.

Употребление числительных: особенности склонения числительных, специфика употребления числительных, синонимия собирательных и количественных числительных. Правописание числительных.

Употребление местоимений: особенности употребления местоимений различных разрядов, синонимия определительных и неопределительных местоимений.

Употребление глаголов: некоторые особенности спряжения личных глагольных форм, недостаточные и изобилующие глаголы. Употребление форм времени, наклонения, вида, их синонимия. Особенности употребления причастных и деепричастных форм. Синонимия возвратных и невозвратных глаголов. Правописание окончаний и суффиксов глаголов.

Употребление и правописание причастий и деепричастий. Правописание Н и НН с разными частями речи.

Употребление и правописание наречий.

Употребление и правописание служебных частей речи: предлогов, союзов, частиц. Правописание НЕ с разными частями речи.

Грамматические словари.

 

Тема 6. Словосочетание и простое предложение: грамматическая и пунктуационная норма (8 ч)

Синтаксические нормы. Словосочетание: употребление синонимичных

словосочетаний с атрибутивными, объектными и обстоятельственными отношениями.

Простое предложение: функция порядка слов, выразительные возможности порядка слов, согласование подлежащего и сказуемого в простом предложении, синонимия разных типов простых предложений. Пунктуационная норма простого предложения.

Стилистические возможности предложений с обособленными членами. Стилистическое использование вводных и вставных конструкций. Стилистическое использование обращений в различных сферах общения. Пунктуационная норма простого осложненного предложения.

Пунктуация в простом предложении. Особые трудности пунктуации.

Грамматические словари.

 

Тема 7. Текст (3 ч)

Тема текста, основная мысль. Признаки текста: тематическое единство, развернутость, последовательность, связность (виды связи, средства связи), законченность. Подтемы текста. Ключевые слова текста.

Типы речи (описание, повествование, рассуждение).

Литературная правка. Словари. Справочники.

 

Итого 35 часов

 

Источник и дополнительная информация:

Последнее редактирование ответа: 30.08.2017

  • Оставить отзыв

    Оставить отзыв

РедактироватьВ избранноеПечать

Похожие вопросы

«Где найти программу обобщающих факультативных занятий по русскому языку для 9 класса»

В других поисковых системах:

GoogleЯndexRamblerВикипедия

В соответствии с пользовательским соглашением администрация не несет ответственности за содержание материалов, которые размещают пользователи. Для урегулирования спорных вопросов и претензий Вы можете связаться с администрацией сайта genon.ru. Размещенные на сайте материалы могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет, согласно Федерального закона №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Обращение к пользователям 18+.