Акцизные марки (акцизные бандероли) — вид фискальных марок для оплаты акцизного сбора на отдельные виды товаров народного потребления, таких как, например, вино и табак. Применение акцизных марок позволяет государству своевременно обнаруживать товары, не оплаченные акцизным сбором, а покупателю гарантирует качество и количество покупаемого товара. Выпускаются во многих странах.
В Российской империи и некоторых других странах применялись акцизные бандероли, напечатанные на узких длинных полосках тонкой, обычно папиросной, бумаги, которыми оклеивались упаковки (коробка, пачка) табака, папирос, сигарет или махорки. Вскрыть упаковку можно было только разорвав бандероль.
В Болгарии продажа акцизных бандеролей осуществляется по предварительным заявкам территориальных налоговых подразделений, которые удовлетворяются в срок до 60 дней. Будучи единожды приобретённой, акцизная бандероль не может быть предметом последующих сделок (перепродажи), а неиспользованные наклейки возвращаются особым порядком в Министерство финансов. Продажа или задержка подакцизной продукции на складе без маркировки акцизными бандеролями незаконно и с точки зрения законодательства Республики Болгария является административным правонарушением.
В некоторых странах, например, в США и Канаде, вместо акцизных бандеролей применяются марки, которыми заклеивается упаковка товара.
Акцизные марки появились в России, вероятно, в середине XIX века. Известна акцизная бандероль для папирос, датированная 1852 годом. Акцизные бандероли выпускались для алкогольных напитков, табачных изделий, спичек, пищевых дрожжей, чая и прочие. Так, марка «на раскур продаваемого табаку», выпускавшаяся в конце XIX века, использовалась при совершении коммерческих сделок при партионной купле-продаже табака.
В СССР в период нэпа выпускались акцизные бандероли для тех же видов товаров народного потребления, что и в Российской империи. Поначалу на старые бандероли ставили соответствующие надпечатки, затем появились выпуски оригинального дизайна. Известны также местные выпуски в некоторых регионах и республиках. Советские акцизные марки вышли из обращения в конце 1920-х годов с прекращением нэпа.
В Российской Федерации акцизные марки были введены в обращение постановлением Правительства РФ от 14 апреля 1994 года «О введении на территории Российской Федерации марок акцизного сбора». Обязательной маркировке подлежали пищевой спирт, винно-водочные изделия, табак и табачные изделия, ввозимые на территорию России. Реализация подлежащих маркировке товаров без наличия на них марок акцизного сбора на территории России запрещена с 1 января 1995 года. Существует несколько выпусков акцизных марок Российской Федерации.
Акцизная марка является документом государственной отчетности, удостоверяющим законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации определенной продукции, осуществление контроля за уплатой налогов, а также являются носителями информации единой государственной автоматизированной информационной системы и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе.
В Российской Федерации акцизные марки были введены в обращение постановлением Правительства РФ от 14 апреля 1994 года «О введении на территории Российской Федерации марок акцизного сбора». Обязательной маркировке подлежали пищевой спирт, винно-водочные изделия, табак и табачные изделия, ввозимые на территорию России. Реализация подлежащих маркировке товаров без наличия на них марок акцизного сбора на территории России запрещена с 1 января 1995 года. Существует несколько выпусков акцизных марок Российской Федерации.
Сейчас на территории России действует постановление Правительства от 1999 г. № 1008 "Об акцизных марках".
В России с 1 января 2006 года старые акцизные марки заменены на новые акцизные марки. Однако новая акцизная марка не была выпущена в полном объеме к новому году, что вкупе с несовершенством программного обеспечения породило кризис в алкогольной отрасли, и простоя товара на прилавках.
Источники: