В России флаг появился тогда, когда и во всех остальных странах, когда Россия занялась мореплаванием. Традиционным основателем русского флота считается император Петр Великий. Однако, согласно «Устава морского», — который Петр написал практически собственной рукой, который был главным руководством его любимого детища, русского флота, — выясняется, что флаг появился гораздо раньше.
Что пишет в этом уставе сам Петр Великий? «У нас намеренное и начатое кораблестроение от царя Алексея», — царем Алексеем был отец Петра Великого. Таким образом, в важнейшем законодательном акте, посвященном флоту, Петр говорит о том, что корабли появились еще до него. И это правда. В середине XVII века для России одной из важнейших сфер государственных доходов была торговля с Персией (нынешним Ираном). Осуществлялась она морским и речным путем — по реке Волге и Каспийскому морю.
Однако доходность этой торговли привлекало не только государство и купечество, а в огромной мере и пиратов. Наши отечественные пираты не плавали на бригах, не ходили под веселым Роджером, не пили ром. Это были казаки, которые занимались морским разбоем на своих традиционных челнах, которые именовались стругами, чайками, они были длинные, простые, гребные лодки с одной мачтой, которые были очень быстрыми и прекрасно годились для набегов на купеческие суда на Каспийском море и Волжском бассейне.
Проблема пиратства была настолько острой, что правительство было вынуждено с ней бороться. С этой целью было решено построить мореходные суда. Правда, как их строить, никто в России не знал. Пришлось приглашать специалистов из наиболее дружественной в то время России морской державы — Голландии. Несколько корабельных мастеров во главе с капитаном Бутлером приехали в Россию и отнюдь не в далеких прикаспийских степях, а недалеко от Москвы, на реке Оке в селе Дединове (ныне это Рязанская область) началось первое русское корабельное строение.
Произошло это в 1669 году. В Дединове строили небольшой военный корабль, 22-х пушечный, который получил название «Орел», и несколько более мелких судов. Строение тянулось довольно долго. Больше не из-за нерадивости голландских корабельных мастеров и их русских помощников, а из-за того, что любую мелочь, необходимую для корабельного строения надо было получать в московских приказах. А русская бюрократия во все времена чрезвычайно хорошо умела затягивать дела. Но для нас огромная бюрократическая переписка драгоценна, потому что она позволяет буквально до мелочей проследить, как создавались корабли.
Эта переписка сохранила память о рождении русского флага, потому что, когда строение кораблей завершалось, капитан Бутлер запросил соответствующие приказы о том, какие флаги строить для русских кораблей. Этот запрос нам неизвестен, вероятно, не потому, что он не сохранился, а потому что для русских людей это дело было новым.
Что такое корабельные флаги, как их строить, каким флагом быть на Руси. На это вряд ли кто-то мог ответить, даже Алексей Михайлович, глубоко образованный человек, он не был посвящен в науку о корабельных флагах. Ответ не состоялся, но известно, что через некоторое время на нужды для строения флагов для кораблей была отпущена в равной пропорции на теле белого, красного и синего цветов. Из этих цветов голландские корабельщики на русской службе пошили флаги для первых русских кораблей, как выглядели эти флаги, к сожалению, на этот вопрос у нас нет точного ответа. Есть только отдельные предположения, основанные на гравюрах, которые изображали русские корабли, которые были выполнены позже после того, как корабль «Орел» и созданные суда погибли.
Судьба этих судов была очень недолгой, потому что в 1669 году они были спущены по Волге в Астрахань, а там попали в руки бунтующих казаков под руководством Степана Разина и были сожжены. Вместе с ними погибли первые русские флаги. Это одна из наиболее вызывающих доверие изображений первого русского корабля «Орел», на корме его мы видим некий полосатый флаг. Полосатые флаги были наиболее технологичны в то время, сшитые в длину полотнища разных цветов были особенно стойкими. Функциональность для флагов являлась очень важным делом.
Часто задают вопрос, почему для русских флагов были избранны только 3 цвета, именно эти цвета. Ответ на него довольно прост, часто разочаровывает: просто потому, что это отвечало мировой традиции по причине того, что в то время умели изготавливать только два стойких красителя. Только они способны выдерживать морскую соль и морской ветер: красный и синий, а белый цвет — это некрашеное полотно того времени. Именно поэтому практически все наиболее ранние флаги того времени: голландский, английский изготавливались из этих цветов.
Только в XIX-XX вв на помощь этим цветам пришли другие. Как бы то ни было, но говорить о том, что белый, синий, красный цвета с самого начала служили основой для русского флага и, вероятно, это был полосатый флаг, нам позволяет еще и то обстоятельство, что до наших времен дошел флаг, под которым Петр Великий совершил свое первое морское плавание, а Петр Великий очень любил подчеркивать, что он является лишь преемником деяний своего отца.
Вполне вероятно, что для того флага, под которым Петр в 1687 году путешествовал в Архангельск была избрана композиция, наследовавшая флагом корабля «Орел». Флаг, под которым Петр путешествовал в Архангельск, сохранился до наших дней, он хранится в военно-морском музее. Он потемнел от времени, но тем не менее мы прекрасно видим на нем бело-сине-красную полосу, поверх которой изображен двуглавый орел. Кстати, с таким же флагом несколько лет спустя путешествовало по Европе Великой Посольство, в составе которого находился Петр инкогнито под именем корабельщика Петра Михайлова.
Существует известная картина, написанная в конце XVII — начала XVIII в., изображающая маневр голландского флота, специального устроенного для удовольствия Петра Великого, потому что его инкогнито недолго оставалось тайной. В этих маневрах Петр принимал участие, плавал на яхте, там был поднят такой же трехцветный флаг с двуглавым орлом. Флаг этот получил в научной литературе название «Флаг царя московского». Кстати, с такой же композицией Петр вступил и в сухопутный поход в первое сражение Северной войны под Нарвой. Знамя, которое служило в том походе личным знаменем царя, тоже строилось на полосах белого, синего, красного цветов. Судьба этого знамени печальна, русская армия была разбита, а знамя стало шведским трофеем, оно уцелело и хранится сейчас в Стокгольме в Шведском королевском музее.
По всей вероятности бело-сине-красные флаги поднимались на первом корабле-крепости, на котором ходило в Константинополь Русское посольство, добивавшееся мира с Турцией.
Когда начинается гарантированная, точно подтвержденная, юридически установленная история русского флага?
Можно говорить, что такой границей стал 1699 год. В это время вышел указ, в котором приписывалось, что всем партикулярным купеческим, торговым российский судам надлежит ходить под бело-сине-красным российским флагом.
Тут встает вопрос, если под этим флагом ходят только торговые суда, то может ли этот флаг считаться государственным флагом России? Дело в том, что флаги вообще возникали изначально как флаги для торговых судов. Именно торговым судам нужно было на море показывать точно, кому они принадлежат. Потому что, если они принадлежали сильной морской державе, флаг служил защите для торгового судна, на него никто не отваживался напасть. Именно из флагов торговых судов развились государственные флаги. Некоторое время спустя в ряде стран появилась традиция, согласно которой для военных морских судов утверждались иные флаги. В большинстве сильных морских держав существовало по 2 морских флага: один — для гражданских судов, другой — для военных. Но военный флаг находился в зависимости от гражданского, он был дополнительным флагом, чтобы отличать суда вооруженные, военные.
Таким образом, с первых лет XVIII века бело-сине-красный флаг существовал как русский комерческо-торговый. Морской устав, принятый в 1720 году, подтверждал это обстоятельство, вводя юридически выверенную таблицу морских флагов, в которой бело-сине-красный флаг принадлежал России. Долгое время бело-сине-красный флаг, хотя и являлся флагом русского флота, был довольно малоизвестен. В чем причина? В том, что в XVIII веке Россия имела крайне мало торговых судов. Русские неохотно занимались морской торговлей, предпочитая продавать товары через иностранцев.
Временем, когда флаги перебрались с моря на сухую землю, стала вторая половина XIX в. Время формирования национальных государств, восстановления политических свобод, когда людям стало дорого демонстрировать свою принадлежность тому или иному народу и государству. В это время и российский флаг перебирается с моря на сушу, первым случаем массового широкого его использования стала коронация императора Александра II в 1850 г.
Вся Москва и другие города России были украшены этими флагами. Причиной этого был сильный патриотический подъем, которому способствовало недавнее поражение в Крымской войне и огромные надежды, которые народ возлагал на царствование Александра II. Надежды оправдались, Александр отменил крепостное право, настала пора великих реформ государя Александра II, получившего прозвище Освободитель. Однако реформы были настолько широки, что коснулись и государственного флага, но довольно неудачно.
Русские геральдические дела были отданы в руки прекрасного специалиста барона Бернгарда Кёне, глубоко образованного, очень старательного человека, который много доброго сделал для нашей российской геральдики, но у него был один недостаток. Кёне был формалист, он считал, что следование правилу дороже исторической традиции, существующих обыкновений, того, что возникает само по себе. Он вывел правило, что флаг должен использовать в своем составе те же цвета, которые существуют в гербе. Герб в России в то время представлял черного двуглавого орла на золотом поле, а на груди у него скакал белый всадник. Кёне подготовил доклад на имя императора. Александр II его утвердил.
В 1852 году был утвержден в качестве народного флага черно-желто-белый флаг. Бело-сине-красный флаг не был отменен, он сохранился и существовал параллельно с черно-желто-белым. Считалось, что черно-желто-белый флаг должен служить для официальных государственных дел, а бело-сине-красный считался народным флагом, флагом торгового флота, русской нации. Это очень ярко отразилось в событиях 1870-х гг., когда произошла война с Турцией, Россия опять окрасилась бело-сине-красными флагами. Более того, именно в этих цветах были решены флаги практически всех славянских государств: Чехия, Сербия, Словакия, Словения, Хорватия, причем расположение полос почти соответствовало композиции российского флага. Болгария — ближайший союзник России, в то время позже всех заводила свой флаг.
Поскольку все сочетания белых, синих, красных полос были использованы, болгары предложили среднюю полосу заменить на зеленую. Это никак не соответствовало малому распространению черно-желто-белого флага, поэтому император Александр III, вступивший на престол после своего отца в 1881 году, который был сильным русским патриотом и глубоким знатоком русской культуры и традиций, объявил, что для коронационных торжеств следует использовать только бело-сине-красные флаги и практически прекратил использование черно-желто-белого флага. Таким образом, история черно-желто-белого российского государственного флага ограничивается историей правления Александра II.
Формально отмена этого флага произошла чуть позже, уже при Николае II, в начале XX века, но это формальная отмена была констатацией факта. Бело-сине-красный флаг утвердился как флаг России. О том, как широко он использовался, дает представление книга, содержащая один из самых подробных описаний русских флагов в их исторической ретроспективе. Целые страницы флагов построены на бело-сине-красной основе, это и флаги частных судовладельцев, которые добивались у императора разрешения использовать эти цвета с буквами в качестве своих личных флагов, это и флаги государственных ведомств, флаг дипломатов, флаг лоцманов, флаг пограничных служб почтовых пароходств и т.д. Бело-сине-красные цвета в это время стали действительно национальными русскими цветами.
А с началом Первой Мировой войны, когда патриотический подъем был силен, была предпринята еще одна попытка соединить в едином знаке российский флаг и герб. Так появился флаг, который назывался высочайше разрешенный к употреблению в частном быту (в верхнем углу флага у древка был российский герб). Надо сказать, что исходящие сверху инициативы не очень поддерживаются теми, кому действительно дорог этот флаг. На самом деле флаг для употребления в частном быту не нашел широкого общественного отклика. Бело-сине-красные цвета оставались российскими.
Популярность их была настолько высока, что даже после первой революции 1917 г., приведшей к установлению к власти временного правительства, флаг остался бело-сине-красным, даже не возникало вопроса о том, что его нужно отменять или изменять. Впрочем вопросов это не вызывало у временного правительства, а захватившие власть в октябре 1917 года большевики имели по этому вопросу совсем иное мнение.
Тогда в России началось царство красного флага, продолжалось оно до конца 80-х гг. Часто говорят о том, что возвращение бело-сине-красного флага произошло в суверенной России в 90-х гг., но это не совсем верно. Разговоры о том, что России нужно вернуться к бело-сине-красному флагу начались в 88 году, а в 89-м они вышли на уровень правительственной деятельности. Была создана специальная комиссия, которая подготовила доклад о том, что для России в составе СССР нужно восстановить бело-сине-красный флаг.
Доклад этот был подготовлен и должен был прозвучать на очередном съезде народных депутатов. Но вмешались события иного порядка. 19 августа 1991 года в Москве произошла попытка государственного переворота. В дни путча бело-сине-красный флаг возродился сам по себе. Вся Москва и другие города окрасились в бело-сине-красные цвета, везде, где люди были готовы бороться за свою свободу, оказывать сопротивление нарушителям, установленного государственного порядка.
Наверное, это самое дорогое, когда символ возрождается не путем правительственных усилий, не в результате юридического акта, указания сверху, а когда его в минуту нужды, опасности по своей инициативе поднимают люди, граждане.
После августовских дней 1991 года уже не было другой альтернативы, демократия победила в России под этим флагом, Россия победила под этим флагом. Поэтому уже 22 августа 1991 года состоялось решение Верховного Совета РСФСР о введении бело-сине-красного флага как флага России. Флаг был довольно длинный в пропорциях 1:2, такие флаги не очень практичны и их использование затруднительно с другими флагами.
Поскольку все решалось в спешке, он получил довольно необычное название — Официальный национальный флаг Российской Федерации. Но все неудачные решения были исправлены осенью 1991 года, когда были приняты поправки к Конституции РФ, в которых был внесен этот флаг. Вскоре произошли конституционные изменения, процесс юридического утверждения российского флага продолжался еще довольно долго. Конституция 1993 года утверждала, что флаг был установлен Федеральным Конституционным законом, такой закон требует, чтобы в Парламенте за него проголосовало две трети депутатов.
Добиться такого единодушия было нелегко. Поэтому на время, до тех пор, пока будет принят Федеральный конституционный закон, в 1993 году существование флага было еще раз подтверждено указом Президента России Бориса Николаевича Ельцина, а завершилась история принятием федеральных конституционных законов 25 декабря 2000 года, был принят Федеральный конституционный закон о государственном флаге, который не ввел флаг, а подтвердил уже давно существующий порядок — то, что флагом России является символ, сопровождающий нашу страну уже более 350 лет и обозначающий Россию на морях, на суше и на земле.
Источники:
- aif.ru — статья «Бело-сине-красный флаг появился в России еще до Петра I»
- ru.wikipedia.org — информация о флаге России на Википедии.