Абсолют (от. лат absolutus - безусловный, неограниченный, совершенный), понятие идеалистической философии, обозначающее духовное первоначало всего сущего, которое мыслится как нечто единое, всеобщее, безначальное и бесконечное и противопоставляется всякому относительному и обусловленному бытию.
Впервые термин Абсолют был применён в конце 18 века М. Мендельсоном и Ф.Якоби, которые использовали его для обозначения категории "Бога, или природы" в философии Спинозы; введён в широкое употребление Шеллингом.
По содержанию понятие Абсолют близко к таким понятиям как "Перводвигатель" (Аристотеля), Абсолютное "Я" (Фихте), "Непознаваемое" (Спенсер) и других. Для Гегеля высшее определение термина Абсолюта состоит в том, что Абсолют есть дух, прошедший в своём развитии все стадии истории природы и общества и достигший завершённости в самосознании.
Ведущее значение категория понятия Абсолют приобрела у Бредли и других сторонников абсолютного идеализма, отождестляющих её с идеей всеобщеё гармонии или мирового целого, которое заключает в себе субъект и объект в нерасчленённой форме и познаётся "непосредственно опытом". Бредли отрицал личностный характер Абсолюта и в этом смысле считал его не "высшей реальностью", но лишь её "основой" или "предпосылкой".
В религиозно-философских мистических учениях (неоплатонизм, йога, суфизм) понятие Абсолют представляется Непостижимым, Неизреченным, Неведомым.
В неисчерпаемости, незавершенности и беспредельности категории понятия Абсолюта заключается одна из гарантий постоянного развития философии.
Источники информации:
• Философский энциклопедический словарь.-М.:Советская энциклопедия,1989 г.
• Новейший философский словарь. Составитель А.А. Грицанов, 1998 г.
Дополнительная информация:
• Глоссарий.ru - справочник;
• Рубрикон - словарь.