Таргетирование — установление центральным банком целевых ориентиров прироста денежной массы. Фридман, один из апостолов современного монетаризма, например, принимал величину темпа роста денежной массы в 4% в год за оптимальную, так как при таком росте, по его мнению, одновременно сохраняется стабильность покупательной способности денег и обеспечивается экономический рост при высоком уровне занятости.
Впервые опыт таргетирования приобрел Бундесбанк — центральный банк Германии — в 1974 году, и с тех пор он ведет активные мероприятия в этой области. К настоящему времени подобная практика распространилась на большинство экономически развитых стран.
В одних случаях таргетирование сводится к официальному прогнозу возможного развития ситуации. В других случаях либо устанавливается твердая контрольная цифра допустимого роста по одному или нескольким денежным агрегатам на определенный период времени, либо применяется так называемая "вилка" — устанавливаются верхний и нижний допустимый предел.
Использование "вилки" объясняется рядом объективных причин (краткосрочным изменением конъюнктуры, внешнеэкономическим воздействием). Широкая "вилка" в 3% говорит об увеличении степени неопределенности и снижении эффективности регулирования денежной массы.
Вместе с тем, устанавливая значительную разницу между верхним и нижним пределами темпа роста денежной массы, центральный банк сознательно создает большие возможности реагирования на возникновение диспропорций, не подрывая доверия к своей политике управления денежным обращением.
При всем многообразии методов статистического учета денежной массы в большинстве стран с развитой рыночной экономикой применяется набор денежных агрегатов.
Денежные агрегаты — виды денег и денежных средств, отличающиеся друг от друга степенью ликвидности (возможностью быстрого превращения в наличные деньги). Являются показателями структуры денежной массы и формируются из различных частей денежного обращения.
Представляют собой иерархическую систему — каждый последующий агрегат включает в свой состав предыдущий:
- М0 — наличные деньги в обращении за пределами кредитных организаций;
- М1 — М0 + чеки, вклады до востребования, расчётные счета;
- М2 — М1 + вклады на сберегательных счетах;
- М3 — М2 + депозитные сертификаты, облигации государственного займа, казначейские сберегательные облигации, коммерческие бумаги;
- M4 — M3 + неденежные ликвидные активы, хранящиеся в банковских сейфах;
- L — наличные деньги, чеки, вклады, ценные бумаги, все предыдущие агрегаты включаются в L.
Агрегат денежного обращения зоны евро (М3), включающий агрегат денежной массы М2 (наличные деньги в обращении и краткосрочные депозиты), а также ряд ликвидных рыночных инструментов.
Денежный агрегат М3 Еврозоны — индикатор, относящийся к группе инфляционных показателей. Отражает объем денежных средств в обращении в наиболее ликвидной форме: наличные деньги в обращении и однодневные депозиты, то есть, по сути, показывает объем в обращении наличных денег, средних вкладов и чеков. Статистика по этому показателю публикуется Европейским Центральным Банком.
Источники: