Слово «кошерный» в переводе с иврита означает «пригодный», в данном случае — пригодный в пищу. Еврейский закон предъявляет ряд требований к качеству продуктов питания и способам приготовления пищи. Список правил о питании называется кашрут, а пища, приготовленная по этим правилам, — кошерной.
Кашрут — система ритуальных правил, определяющих соответствие чего-либо требованиям Галахи, еврейского Закона. В основе законов кашрута лежат заповеди Торы, а также дополнительные правила, установленные еврейскими религиозными авторитетами, главным образом в Мишне и Гемаре, вместе образующими Талмуд (Устная Тора).
Обычно термин «кашрут» используют применительно к своду религиозных предписаний, связанных с пищей, однако его применяют и в других аспектах традиционной жизни — от юридических (например, правомочность свидетелей в судебных разбирательствах, которые могут окончиться наказанием) до бытовых (выбор ткани) и ритуальных (тфилин, цицит).
Принципы кошерного питания
Тора подробно описывает особенности употребления в пищу разного вида продуктов:
Животные, обитающие на суше
Они должны иметь раздвоенные копыта и жевать жвачку. Это травоядные животные, такие как коровы, овцы и козы. Многие дикие травоядные животные — лоси, олени, газели, горные козлы и т.п. тоже кошерны. Мясо животных, которые не отвечают этим требованиям, называется трефным. Тора перечисляет четыре вида животных, обладающих только одним из двух признаков кошерности. Это свинья, верблюд, даман и заяц. Эти животные запрещены в пищу. Таким образом, свинина некошерна потому, что свинья не жует жвачку, а не потому, что свинья грязнее прочих животных. Для того чтобы мясо кошерного животного было пригодно в пищу, животное должно быть правильно забито, а мясо после забоя правильно обработано. Кошерное мясо не должно содержать крови, что способствует более продолжительному хранению этого продукта.
Мясники обычно много лет учатся и сдают сложный экзамен на способность изготовлять и проверять качество кошерного мяса. Нож мясника острый, и лезвие не имеет ни малейших зазубрин, чтобы не приносить животному страданий. Считается, что, помимо морального аспекта, такой подход к забою скота уберегает животное от шока, а значит, от выброса большого количества адреналина в кровь, что повышает полезные свойства мяса.
Кошерные мясные продукты не должны содержать крови, жил, жира.
Рыба и морские обитатели
Кошерные рыбы имеют два признака: у них есть чешуя и плавники. Разрешены только те виды рыб, которые имеют одновременно оба эти признака. Рыбы, не имеющие чешуи (акула, сом, угорь, осетр), а также все остальные обитатели водных глубин, такие как раки, устрицы, моллюски, в пищу запрещены. Подавляющее большинство рыб (кроме хищных) – кошерные. Рыба, в отличие от животных и птиц, не нуждается в дополнительной обработке (ритуальном забое, удалении крови). Икра кошерных рыб также кошерна. Так, кошерной является красная икра. А вот чёрная (осетровая) икра – некошерна.
Птица
В Торе не приводятся признаки кошерности, по которым можно было бы отличить разрешенных и запрещенных в пищу птиц. Вместо этого названы двадцать четыре вида некошерных птиц. В основном это хищные или питающиеся падалью птицы: вороны, страусы, пеликаны, аисты, цапли, удоды и т. д. К сожалению, в этом списке есть названия, которые не удалось отождествить, и поэтому наиболее ортодоксальные евреи и опасения съесть неизвестную некошерную птицу ограничиваются употреблением только традиционной домашней птицы. Как и в случае со скотом, птица должна быть забита особым образом, а ее мясо подвергнуто специальной обработке. По этой причине дичь заведомо является некошерной.
Насекомые и змеи
Все земноводные, пресмыкающиеся, грызуны, и большинство насекомых в пищу строжайше запрещены к употреблению в пищу. Торой разрешаются в пищу некоторые виды саранчи, и некоторые другие строго определённые насекомые. По законам кашрута, мёд разрешён к употреблению в пищу, поскольку он фактически не является продуктом жизнедеятельности организма пчелы, в отличие, например, от молока.
Мясное и молочное
Запрет «Не вари козленка в молоке матери его» Тора повторяет трижды. Еврейские мудрецы выводят отсюда целых три запрета относительно мясного и молочного:
- Нельзя варить, т.е. готовить вместе мясо и молоко (и любые производные мясные и молочные продукты) – даже если вы варите не для себя, а для собаки.
- Нельзя есть вместе мясо и молоко. Более того, между мясной и молочной пищей следует делать перерыв: после мясной трапезы перед молочной – не менее 6 часов, после молочной до мясной – не менее 1 часа.
- Нельзя никаким образом использовать смесь мяса и молока, например, продавать приготовленное блюдо или кого-то им угощать.
Мясную и молочную пищу, по законам кашрута, готовят отдельно, зачастую на двух разных плитах. В доме верующего еврея обязательно имеется два набора посуды — для мяса и для молока. И даже хранят мясную и молочную посуду отдельно. Если по ошибке молоко попало в мясную посуду или наоборот, эта посуда считается более непригодной для приготовления пищи. Вернуть ее в употребление может только раввин, проведя обряд кошерования (ритуального очищения) посуды.
Растительная пища
Любые растительные продукты кашерны. Но поскольку Тора запрещает в пищу насекомых и червей, принимают меры предосторожности и проверют крупы, муку, бобовые, зелень, а также многие виды овощей, фруктов и ягод, чтобы удалить оттуда насекомых и следы их жизнедеятельности.
Напитки
На напитки распространяются те же правила, что и на пищу вообще. Отдельно следует сказать про вино. Кошерное вино должно быть приготовлено евреем. Это связано с тем, что запрещено употреблять вино, которое может быть использовано в языческих обрядах. С этим же связан запрет употреблять любой приготовленный неевреем напиток, содержащий виноградные ингредиенты. На другие напитки — как спиртные, так и безалкогольные — этот запрет не распространяется.
Польза кошерного питания
В последнее время нормы кашрута часто пытаются толковать в прагматическом плане: якобы они введены для того, чтобы обеспечить качество пищи, правильную диету и высокий уровень гигиены. Однако не в этом предназначение кашрута. Скажем, нет ничего негигиеничичного в свинине под сливками. Но как свинина, так и смешение мясных и молочных запрещены Торой без всякого рационального объяснения. Это сугубо религиозный запрет, который иудеи должны выполнять как божественную заповедь, а не в силу практической пользы. Также не соответствует действительности представление о том, будто кошерные продукты всегда готовятся из сырья более высокого качества или что в них запрещено употребление ГМО.
Вместе с тем, надо отметить, что для соблюдения требований кашрута в обработке пищи должен поддерживаться высокий уровень дисциплины и контроля. Поэтому наряду с соблюдением религиозных заповедей укрепляется и соблюдение обычных технических и гигиенических требований, что означает в среднем более высокий уровень качества кошерных продуктов. Постоянные проверки мясной продукции гарантируют высокое качество в традициях древнего кашрута.
Источники информации:
Дополнительно на Genon.ru о Библии и иудаизме: