Нирвана (санскр. — угасание, прекращение, исчезновение) — в дхармических религиях: конечная цель религиозной практики, освобождение от страданий; свобода от желаний и других ограничений плоти, состояние созерцания, состояние совершенного духовного знания. Состояние высшего блаженства, конечная цель стремлений человека. Вечный покой, полнота сверхличной жизни, слившейся с жизнью Вселенной, понимаемая через самоё себя при обязательном сохранении индивидуальности. Достигнув нирваны, человек начинает сознавать себя во всём сущем и всё сущее в себе.
В брахманизме и индуизме нирвана понимается как слияние с Брахмой.
В буддизме нирвана:
- трансцендентное состояние непроходящего покоя и удовлетворённости;
- разрыв в цепи перерождений (сансары), прекращение перевоплощений, абсолютный, ненарушимый покой;
- не поддается никаким определениям;
- по поводу того, как именно надо понимать нирвану, среди буддийских буддологов и исследователей буддизма всегда велись и продолжают вестись споры.
Принципиально принято различать 3 вида нирваны:
- моментальная нирвана — кратковременное состояние покоя и просветления, знакомое каждому человеку;
- жизненная нирвана — состояние Достигшего нирваны в этом теле при жизни;
- вечная нирвана — состояние Достигшего нирваны после разрушения физического тела.
Согласно учению Будды, несмотря на страдание, пронизывающее все уровни сансарического существования, существует состояние, в котором страдания больше нет, и это состояние достижимо. Это и есть состояние нирваны. Переживание состояния нирваны в буддизме часто обозначается понятием амата, абсолютного духовного достижения, таковости, разрушающей причинно-следственную связь кармического существования.
Сутра-питака характеризует нирвану как «освобождённый разум (читта), не имеющий более привязанностей». Разум более не идентифицируется с феноменами бытия, он становится непреходящим, вечным, тем самым становясь освобождённым. Нирвана обозначает собой окончание незнания (авидьи), погружающего разум в бесконечную череду перерождений, зависимого существования (сансару). В строгом смысле нирвана не является каким-либо местом или состоянием, это — постижение безусловной истины.
Ведущие буддийские направления по-разному толкуют это важнейшее для первой мировой религии понятие. В тхераваде (хинаяне) нирвана — выход из круга перерождений (сансары) и переход в полное небытие. Будда Шакьямуни как раз и был первым из людей, который обрел нирвану. С точки зрения тхеравады, нирвана — это приведение в состояние покоя дхарм, «волнение» которых конституирует то, что на уровне обыденного («непросветленного») сознания воспринимается как живое существо. Это достигается, согласно четвертой «благородной истине», следованием «благородному восьмеричному пути».
В тхераваде различают два вида нирваны:
- нирвана «с остатком» — в ней пребывает буддийский святой (архат) перед окончательным выходом из круга перерождений («остатком» является его тело, которое называют «последним»);
- нирвана «без остатка», когда у архата «успокаивается» весь набор дхарм, и он навечно прекращает существование.
Тхеравада возвела противопоставление нирваны и сансары в ранг основной проблемы обретения освобождения. Данное противопоставление считается определяющим конечную цель существования, состоящую в избежании страданий сансары и достижении освобождения через нирвану. Однако, в отличие от махаянистских школ, тхеравада не считает двойственность нирваны и сансары преодолимой, два этих контраспекта действенны всегда и для всех, включая Будду и архатов.
Как показательный пример этой двойственности, зачастую приводится история Будды до перехода его в паринирвану, когда он был ещё на земле: он уже достиг нирваны, но был также и в сансаре, ибо был воспринимаем органами чувств окружающих.
Понятие нирваны (как и многие другие и, прежде всего, представление о Будде) было кардинально переосмыслено в махаяне. В соответствии с доктринами махаяны, нирвана поначалу рассматривалась как контраспект сансары, составляя с последней единую реальность. Позже, со времён Нагарджуны, появились учения, объявляющие нирвану тождественной сансаре. Нирвана здесь уже не небытие, а, наоборот, самое совершенное бытие, состояние, в котором пребывает Будда (Будда). Будда же в своем базисном способе бытия — «теле Дхармы» — вечен, вездесущ, всеобъемлющ и как бы пронизывает все сущее своими качествами. Отсюда делался вывод, что любой человек изначально наделен «природой» Будды, а следовательно, может пребывать в нирване. Это важнейшее положение учения махаяны об освобождении формулируется как «сансара есть нирвана».
Религиозная практика в махаянистских школах направляется на постижение и реализацию человеком своей изначальной природы, что предполагает и обретение нирваны. Правда, не все школы допускали возможность такого прозрения всеми без исключения людьми, в частности, в этом отказывалось различного рода грешникам.
Источники:
Дополнительно на Genon.ru о религии: