Психограмма, или психофизиограмма (от греч. psyche — душа и gramma — черта, буква, написание; англ. psychogram, нем. psychogramm) — перечень требований, которые данная профессиональная деятельность предъявляет к индивидуальным психологическим качествам и психофизиологическим функциям человека.
Психограммой также называют графическое изображение результатов исследования психической деятельности индивида с помощью ряда тестов с целью наглядного сравнения результатов исследования различных индивидов.
В специальном значении — термин Г. Мюррея для обозначения представления индивидуальных паттернов потребностей и нужд.
Термин «психограмма» был введен в начале XX в. немецким психологом В. Штерном, разработавшим методику составления обобщенного психологического портрета конкретной личности. Штерн предложил также составлять частичную психограмму, которая отражала не все стороны личности, а только важные для определенной практической задачи. Так сложилась психограмма личности успешного профессионала, отображающая профессионально важные качества. При этом речь идет не о личности конкретного человека, работающего по профессии, а о типовом портрете успешного профессионала.
Составление психограммы — итог тщательного изучения профессии с разных сторон. Этот процесс называется профессиографированием.
Этапы составления психограммы:
установление перечня обязательных задач, выполняемых профессионалом;
реконструкция действий, необходимых для достижения заданных целей (действий внешних и выполняемых во внутреннем плане);
соотнесение важных часто встречающихся, ведущих профессиональных действий и психических функций, процессов, способностей, умений, обеспечивающих их выполнение.
Таким образом составляется функциональная модель работы психики профессионала, устанавливаются предполагаемые профессиональные качества (ПВК) и требуемый уровень их развития (высокий, средний или низкий).
Профессионально важные качества (ПВК) — относительно устойчивые, мало подверженные развитию и тренировке индивидуально-личностные свойства, которые существенно сказываются на успешной профессиональной деятельности, а также влияют на освоение профессиональных знаний, умений и навыков.
Виды психических функций
Действия восприятия обеспечиваются органами чувств. Чувственные образы зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные. Свойственно: дегустаторам, контролерам ОТК, товароведам-экспертам, красильщикам тканей.
Мнемические действия, или действия памяти, направленные на запоминание чувственных образов и слов, или воспроизведение в конкретных ситуациях, а также на забывание ненужных сведений и ощущений. Свойственно: актерам, музыкантам, дикторам радио и телеведущим, юристам, врачам.
Имажинитивные действия (от лат. imago — образ, подобие), или процессы воображения, направленные на построение сложного образа из элементов образных представлений, их различных комбинаций. Звуковые образы — мир композиторов, зрительные образы — конструктор-модельер, инженер-механик, архитектор, художник.
Логические образы: простые (группировка явлений, понятий, образов по какому-то одному принципу) или сложные (действия умозаключения, сопоставления, анализа и синтеза, решение сложных творческих задач) образуют основу мыслительной деятельности и мышления. Выделяют три разновидности интеллекта: технический, словесно-логический и социальный.
Интерперсональные действия составляют основу профессионального общения. Разновидности интерперсональных действий: коммуникативные, цель которых установление, поддержание или прекращение контактов; организационные действия, выполняемые с целью объединить людей в группу для решения общей задачи, распределить обязанности, сформировать единые ценности, настроения и др. Взаимодействие происходит с помощью речи (устной и письменной), а также языка жестов (невербальных средств). Свойственно: педагогам, врачам, юристам, милиционерам, менеджерам, социальным работникам.
Действия контроля и самоконтроля: осознанное управление профессиональным поведением, своим состоянием в процессе работы. Произвольное внимание. Контроль своей речи, мимики, проявлений эмоций саморегуляция.
Результат психомоторных действий, или профессиональных движений, — целенаправленное управление своим телом, определенные движения пальцев рук, ног, принятие и поддержание определенной позы, выражения лица и др. Сложные произвольные действия — основа мастерства артистов, хирургов, стоматологов, водителей, станочников.
Источники и дополнительная информация: