Угнать можно любой автомобиль. Если вооружиться соответствующим инструментом, взломать механические запоры и отключить электронику автомобиля, он станет беззащитным. Но все это требует времени, которого у угонщика всегда мало. А при попытке угона счет идет на минуты. Однако, если вор будет поставлен в тупик охранной системой, он бросит машину — лучше поискать такую же, но защищенную не столь хорошо.
Есть несколько этапов защиты автомобиля от угона:
Первый рубеж защиты — сигнализация
Сигнализация — своего рода мозг охранной системы. Именно с ней «общается» водитель, именно она управляет другими составляющими охранного комплекса. Основная функция сигнализации — сообщать о нападении на автомобиль, активируя сирену при попытке открыть дверь или разбить стекло и т.д.
В выборе сигнализации обращают внимание на надежность, уровень защиты и набор сервисных функций.
Уровень защиты, который обеспечивает сигнализация, — самый сложный вопрос. Если включать сирену при нарушении периметра (открытии дверей, капота, багажника) все умеют примерно одинаково, то с всевозможными блокировками существует масса нюансов. Суть примерно такова: в недорогих системах угонщику достаточно добраться до блока сигнализации, чтобы ее обезвредить, в более продвинутых придется дополнительно повозиться, а самые сложные имеют в своем составе полноценные иммобилайзеры, обойти которые, не найдя исполнительное устройство (которое может быть буквально где угодно), сложно или невозможно. Выбор уровня защиты, который обеспечит сигнализация, зависит от модели автомобиля, от того, насколько она популярна у угонщиков, и пр.
Сервисные функции. Как ни странно, их набор тоже влияет на качество охраны автомобиля. Распространенная сервисная функция — возможность заблокировать и разблокировать двери, другая — открыть багажник. Но мало кто задумывается над, например, такой ситуацией: вы хотите погрузить вещи в багажник. Нужно ли снимать автомобиль с охраны? Разумеется, нет! Надо только открыть багажник, оставив двери заблокированными.
Второй рубеж защиты — механические средства защиты
Механические средства защиты — это различные металлические блокираторы рулевого вала, коробки передач, капота, а также дверей и педалей.
Третий рубеж — электронные иммобилайзеры
Иммобилайзер — это электронная противоугонная система, которая блокирует в режиме охраны пуск и работу двигателя через какое-то время после включения или выключения зажигания (путем замыкания, размыкания важных, электрических цепей). Иммобилайзером можно дублировать традиционную сигнализацию, тогда угоностойкость автомобиля возрастает. В схеме иммобилайзера имеются силовые электромагнитные реле, в том числе и беспроводные, каждое из которых с помощью слаботочного сигнала способно управлять цепью с токовой нагрузкой до 30 А.
Существуют также и штатные иммобилайзеры, но они, как правило, имеют слабую степень защиты, о чем угонщики очень хорошо знают. Иммобилайзер может блокировать стартер, электрический бензонасос, аппаратуру управления впрыском топлива, форсунки, коммутатор, катушку зажигания, электронный блок управления двигателем.
Иммобилайзер часто выполняется без соединительных разъемов с применением одноцветной проводки, маркированной только на концах проводников. Маркировку удаляют после монтажа. Таким образом восстановить разомкнутую цепь достаточно сложно. В последнее время стали очень популярны иммобилйзеры, которые требуют минимального вмешательства в штатную проводку автомобиля, для его подключения нужно только питание — плюс и минус, и установка беспроводного реле, которое управляется по штатной проводке автомобиля.
Сирена не является необходимым элементом иммобилайзера, однако ее можно включить в комплект, так как она, хоть и не подает никаких звуков в случаях ударов по машине или проникновения постороннего в салон, при включении зажигания начинает бить тревогу отпугивая непрошеных гостей.
В криминальной среде не любят иммобилайзеры, которые в своем арсенале имеют беспроводные реле. Если удается найти и вырвать основной блок иммобилайзера, то на обход и поиск блокировки, тратится много времени, которого у угонщика нет. Известно много случаев, когда именно иммобилайзер предотвращал кражу автомобиля.
Особенно эффективны иммобилайзеры, в сочетании с подкапотным замком. Блокировка капота может оказаться неожиданностью для угонщика, и препятствием, снижающим его шансы на успех: теперь будет не так просто открыть капот, отключить сирену — потребуется больше времени. При использовании замка капота, реле иммобилайзера можно установить в моторный отсек — в этом случае угонщику придется бороться и с замком капота.
* * *
Все перечисленные способы защиты автомобиля не гарантируют, что его не угонят, но существенно усложнят задачу для потенциального угонщика. Чем больше будет сюрпризов, тем больше времени угонщик потратит на взлом.
Уменьшить вероятность угона почти до нуля можно, защитив автомобиль таким образом, чтобы справиться с охранной системой за разумное время было очень сложно, что уже реально. Это значит, что подбор элементов охранной системы и места их установки должны быть индивидуальными и наиболее подходящими для каждого конкретного случая.
Даже если все перечисленное установлено на автомобиль — это еще не гарантия от угона. Иногда владельцы машин сами способствуют угону своих автомобилей. Часто угонщики используют тактику имитации поломки сигнализации — планомерно вызывая срабатывание охранной системы с промежутком 20–30 минут, после чего на четвертый или пятый раз хозяин машины в полной уверенности в сбое системы снимает ее с охраны.
Иногда пользуются тем, что владелец открывая ворота гаража оставляет машину с заведенным двигателем, в этот момент злоумышленник запрыгивает в машину и уезжает. Участились угоны машин, оборудованных спутниково-поисковыми системами охраны, когда на автомобиле больше ничего не установлено. Объяснить это просто: связь с центральным пультом управления осуществляется через канал сотовой связи, который просто глушится специальным устройством.
При установке всего перечисленного на автомобиль общая стоимость системы плюс стоимость ее установки должна быть адекватна стоимости автомобиля.
Источники и дополнительная информация:
См. также на Геноне: