Католическая церковь отмечает Рождество 25 декабря, а православная – 7 января. 7 января сейчас – это 25 декабря по старому стилю, потому что православные отмечают Рождение Христа по юлианскому календарю, а католики – по григорианскому.
Православные христиане перед Рождеством соблюдают сорокадневный пост, называемый Филипповым. Последний день поста – канун Рождества.
Канун Рождества – это Сочельник (от слова «сочиво»).
Сочиво (кутья) – каша, сваренная из пшеницы, ячменя, гречихи или ржи, заправленная медом и маковым соком.
Весь день 6 января соблюдают пост. И лишь когда наступают сумерки, а на небе загорается первая звезда (словно звезда, возвестившая о рождении божественного младенца), семья садится за стол, чтобы отметить окончание поста. Но блюда на столе все равно постные.
Вечер перед Рождеством называется Святым вечером.
Хозяйка накрывает стол скатертью, под нее кладет сено. В знак того, что младенец Иисус лежал в яслях на сене. В некоторых семьях под скатерть еще кладут зубчики чеснока: по одному на каждый угол стола. Это нужно, чтобы, якобы, отпугнуть злых духов.
Лучшую посуду ставят на стол, и приборов должно быть четное число, даже если за столом нечетное количество гостей. В старину на трапезу Святого вечера приглашали не только родственников, но и друзей, что оказались в этот праздничный вечер одиноки. Даже если в дом стучался незнакомец, его должны были пригласить к столу.
И бездомным собакам перепадало: каждая хозяйка обязательно ставила на крыльцо миску с угощением для них.
В Сочельник подают двенадцать блюд (по числу апостолов), все кушанья постные. Главное среди них – сочиво. Сочиво – особое блюдо, потому что все его ингредиенты имеют символическое значение. Зерно символизирует воскресение жизни, мед – символ сладкой жизни, а мак (сок из мака) – достаток. Когда-то люди верили, что если сочиво получилось сытным и вкусным, то урожай будет богатый, и достаток в семье появится.
Как готовить сочиво (кутью)?
Кашу варят как обычно (из пшеницы, ячменя, гречихи или ржи, как кому нравится). Мак заливают горячей водой на 2 или 3 часа, потом сливают воду, а мак протирают в ступке или ручной кофемолке, чтобы получился сок. Потом добавляют в мак мед или сахар. Полученную смесь выливают в кашу. И не забыть добавить грецкие орехи, прожаренные до хрустящей корочки.
В начале ужина все обязательно вкушали сочиво. Потом можно было есть рыбу, салаты и разные закуски. После них хозяйка подавала постный суп. К нему обычно готовили пирожки с грибами или сочни – лепешки, жаренные на конопляном масле. В конце ужина ели сладкое: рулеты с маком, компоты и кисели.
В Святой вечер все должны были попробовать каждое из приготовленных блюд.
А еще в Сочельник детям дарили подарки и брали с малышей обещание вести себя хорошо, слушаться родителей.
В ночь с шестого января на седьмое в православных храмах начинается праздничное богослужение. После службы в церкви все поздравляют друг друга, а дома устраивают настоящий пир. Ведь пост закончился.
Хозяйка к рождественскому столу обычно подает колбасы, ветчину, запеченную индейку или утку, фаршированную яблоками и черносливом. И опять на праздничном столе появляется каша. Только она уже не постная, а сваренная на молоке и сливках. Спиртное на стол не подавали.
Другие рождественские традиции
Традиционно с наступлением первого дня Рождественских праздников, то есть 7 января, было не принято ходить в гости. Исключение составляли женатые дети, которым полагалось во второй половине дня приходить в гости к родителям, говоря при этом, что они привезли «деду ужин».
Остальные дни Святок (с вечера Рождества Христова 6 января до Крещенского Сочельника в ночь с 18 на 19 января) было принято заботиться обо всех нуждающихся людях (больных, бедных, голодных и т.д.). Поэтому традиционным было посещение больниц, приютов, детских домов, тюрем и др. В старые времена даже цари на Святки переодевались в простых людей и шли по тюрьмам, подавая заключенным милостыню. В деревнях в дни Святок было принято собираться по вечерам у кого-нибудь в доме (пели песни, занимались рукоделием и т.д.).
В каждой семье хозяйками готовились лучшие блюда, которыми угощали всех гостей, пришедших в дом. Но не только забота о ближних была традицией в Святки. Эти дни считались особыми, так как неокрепший еще некрещеный мир был населен духами, готовыми поведать людям о будущем, об их судьбе. Поэтому издавна Святки сопровождались гаданиями и магическими обрядами. Подробнее о гаданиях см. ниже по ссылке.
Колядование
На Руси колядование (по-другому – славление) было особой традицией в Святки. Дети и молодые люди наряжались, брали в руки большую самодельную звезду и ходили от дома к дому по дворам с церковными песнями, а также духовными песнями-колядками, посвященными Рождеству. Подробные правила см. по ссылке ниже.
Колядование проходило повсеместно, но в разных областях оно имело свои особенности. Некоторые районы вместо самодельной звезды представляли своеобразный кукольный театр, называемый «вертепом», в котором проигрывались сцены из Рождества Христова. Общеприняты были и так называемые святочные истории, то есть рассказы о чудесных, добрых событиях, которые происходили с людьми именно в Рождество. Рождественские дни для людей были днями примирения, добра и милосердия.
Сейчас не многие соблюдают эти традиции. Но как бы там ни было, Рождество до сих пор остается светлым и добрым торжеством, которое отмечают всей семьей.
Источники и дополнительная информация:
Дополнительно на Геноне:
Читать полностью: http://povod.tut.by/content/?node_id=66&page_id=120#top