Спартанское воспитание (Агогэ) — государственная система воспитания детей в Спарте в VII–IV вв. до н. э. Она была обязательна лишь для детей полноправных граждан (за исключением царских). Для прочих же мальчиков из других сословий прохождение через эту систему являлось особой привилегией, дающей шанс на получение полного гражданства.
При рождении мальчика брали и относили на край пропасти Апофеты (гр. «место отказа» — ущелье в горах Тайгета), где долго и внимательно рассматривали. Если мальчик был больной или слабый, то его сбрасывали в пропасть. А тех, которых оставляли в живых, подвергали разным испытаниям с младенчества. Колыбельки, в которых спали дети, были очень грубыми и жесткими. В семь лет мальчиков отправляли в специальные военные лагеря. Там они учились выживать. Те, кто не справлялся — погибали.
Спартанская система воспитания преследовала, по преимуществу, цель подготовить воина — члена военной общины. Этот процесс проходил в три этапа.
Этапы спартанского воспитания
- На первом этапе (7–15 лет) дети приобретали навыки письма и чтения, но главным образом оставалось физическое закаливание, которое было чрезвычайно разнообразным (ходили босиком, спали на тонких соломенных подстилках). В 14 лет мальчика, пропуская через жестокие физические испытания, посвящали в эйрены — члена общины с предоставлением определенных гражданских прав. В течение последующего года эйренов проверяли на стойкость в военных отрядах спартиатов.
- На втором этапе воспитания (15–20 лет) к минимальному обучению грамоте добавлялось обучение пению и музыке. Однако способы воспитания ужесточались. Подростков держали в голоде и приучали самим добывать себе еду, физически наказывая тех из них, кто терпел неудачу. К 20 годам эйрены посвящались в воины и получали полное вооружение.
- В течение третьего этапа (20–30 лет) они постепенно приобретали статус полноправных членов военной общины. В результате всех перечисленных этапов воспитания воины свободно владели копьем, мечом, дротиком и другим оружием своего времени.
Жизнь в период воспитания
Пока подрастали юноши, им приходилось постоянно учиться терпению. Если они попадались на воровстве, то их нещадно наказывали — хлестали плетьми, но не за кражу, а за нерасторопность.
Детей подвергали зверской муштре, воспитывая в них выносливость, хитрость, жестокость, умение приказывать и повиноваться. И зимой, и летом мальчики ходили босиком, одетые в легкий хитон, доходивший им до колен. Кожа на ногах постепенно грубела, и они приучались лазать по горам босиком. Надзирали за ними юноши 19–20 лет (ирены).
Ежегодно между спартанскими юношами проводились состязания — своего рода «бои без правил». Площадка для поединка была со всех сторон окружена глубоким рвом, наполненным водой. Перед началом состязания приносили жертву. Затем юноши разбивались на две команды. Цель поединка — столкнуть противника в воду. Разрешено было наносить удары ногами, кусаться, царапаться, надавливать на глаза, нападать несколько человек на одного — никаких правил. Запрещалось лишь применять оружие.
Другим видом испытаний было бичевание юношей на празднике Артемиды Орфии. Их секли ивовыми прутьями перед алтарем богини. Каждый юноша должен был сносить наказание молча. Если он кричал от боли, презирали не только его, но и его родителей.
Как только юноши подрастали. Их делили на небольшие отряды и отправляли в Мессению. Скитаясь по горам, среди диких зверей, они убивали встречавшихся им илотов. По достижении 20 лет юноши поселялись в казармах для взрослых. Все они считались военнообязанными (срок военной службы в Спарте составлял сорок лет).
Военная муштра, охота, плавание, конный спорт, искусство разведчика, умение шпионить и тяжелые, напряженные гимнастические упражнения — вот к чему сводилось спартанское воспитание. Спутниками и помощниками в этом воспитание служили национальные песни, патриотические стихи, музыка и танцы, которые считались важными инструментами в подъеме боевого духа. Поскольку арифметика отдавала коммерцией, которой не занимался ни один снартанец, тайна числа оставалась почти неоткрытой, за исключением боевого расчета при построении воинских формирований.
Хотя к риторике относились с презрением и ее преподавание было запрещено, спартанцы с уважением относились к остроте ума, находившей выражение в коротких и весомых фразах — лаконичных выражениях — которые прославили речь спартанцев. Эта особенность речи проявилась, например, в знаменитом приказе царя Леонида, отданного им в день битвы при Фермопилах: «Завтрак — здесь, ужин — в Аиде».
Источники информации: