Мир меняется, когда ты садишься в лодку, - говорят каякеры. С уровня воды люди, солнце и деревья выглядят совсем по-другому, и уж совсем по-новому начинаешь видеть Воду. Ее живой дышащий организм настолько волнующий, насколько и непредсказуемый. Каякинг - из тех видов спорта, которым если не проникся, то, скорее всего, в лодку больше не сядешь. Но если зацепило, то раз и навсегда!
Потом следует известный сценарий: радость от выполнения первого элемента, тренировки, отпрашивания с работы, покупка снаряжения… Следующий этап – желание приобрести микроавтобус, в который предстоит загружать лодки и кучу единомышленников. И начнутся бесконечные поездки в поисках приключений. Есть масса примеров таких биографий. Эти люди считают, что вода действительно живая, они редко бывают дома, они работают, чтобы кататься, а катаются, чтобы жить.
Каякинг зародился на далеком Севере, в далекие времена, когда камчадалы и эскимосы стали использовать незатейливые лодочки, сделанные из костей и шкур тюленей, рассчитанные на одного человека, для охоты на обитателей моря. Это было аж в XVIII столетии, так что современный экстремальный каякинг сильно отличается от своего предка. Конечно, основные принципы остались прежними, но благодаря сплаву новых технологий и силе энтузиастов, склонных к безудержному поиску приключений, лодка стала прочной и легкой в управлении, а человек стал экипированного с ног до головы и готов к покорению водной стихии.
Каякинг в его современном понимании зародился в Америке, где примерно с 30-х годов прошлого столетия появились коммерческие туры по бурным рекам, которых в этой стране огромное количество - на любой вкус и уровень подготовки. Каякинг становится популярным: уже к середине столетия он появляется в Европе, а немногим позже - в России!
Сегодня каякинг развивается очень динамично. Разнообразие направлений, стилей, лодок и всевозможного снаряжения напоминает лоскутное одеяло. Однако в целом можно выделить три основных направления в его развитии: гребной слалом, сплав и родео.
Гребной слалом.
Гребной слалом - наиболее древний и благородный вид каякинга, его по праву можно назвать азбукой этого вида спорта, так как слаломная техника является основой при занятиях другими разновидностями каякинга. С 1992 года гребной слалом является олимпийским видом спорта. Заключается он в прохождении за минимальное время слаломной трассы, вывешенной над порогом, при этом спортсмен должен стараться не задевать вешек (т.е. ворот). Катаются слаломисты на специальных 4-метровых композитных лодках, размеры которых строго регламентированы. Они очень легкие (всего 7 - 10 кг) и, к сожалению, довольно хрупкие.
Настоящие слаломисты – это настоящие спортсмены, они соблюдают определенный график тренировок, режим, питание и все такое прочее. К сожалению, в нашей стране совершенно отсутствуют специальные искусственные каналы, имитирующие порог, поэтому тренироваться слаломистам приходится в не совсем подобающих условиях, практически на стоячей воде: под железнодорожными мостами на Пехорке и на Сходне, под автомобильным мостом на Яузе. Но такие тренировки необходимы перед настоящими выездами: на Кавказ, Алтай, в Карелию, на слаломные каналы Чехии или Западной Европы. Постигать слаломную технику сложно, но нужно: она является основой при занятиях любыми видами каякинга на бурной воде. Недаром подавляющее большинство лучших российских экстремальных и родео-каякеров - бывшие слаломисты.
Экстремальный сплав.
Сплав, наверное, самое интересное и разнообразное занятие на бурной воде. В зависимости от главной составляющей его можно разделить на три основные группы: экспедиционный, экстремальный и игровой сплав.
Экспедиционный сплав - это многодневное автономное путешествие с вещами, снаряжением и необходимой провизией, которые перемещаются вместе с каякером в лодке. Как правило, это походы по удаленным или малонаселенным местам. Полное единение с природой, романтика и в то же время активный отдых от городской суеты. На каяках можно ходить в походы любой категории сложности: от 1-й в Подмосковье до 6-й в Сибири или в Средней Азии.
При подготовке к таким походам особенно серьезно относятся к выбору маршрута: он должен соответствовать уровню подготовки самого слабого участника группы. То, что можно позволить себе на реках вблизи цивилизации, может оказаться непозволительной роскошью, например, в Сибири, где при экстренной ситуации помощи придется ждать долго. Прохождение сверхсложных препятствий в экспедиционном режиме - большая редкость, так как организация страховки и оказание первой неотложной помощи минимальны. При этом каждый участник должен не только оценивать свои силы, но и думать о ближнем.
Экстремальный сплав - это покорение сверхсложных препятствий на грани возможностей. Сплав происходит на пустых лодках (в лодке только каякер и никакого груза), при хорошо организованной страховке и зачастую под объективами теле- и фотокамер. Очень часто это мероприятие может оказаться опасным для здоровья. В экстремальном сплаве страховка играет особую роль, будь то соревнования или тренировочный сплав подготовленной группы, и представляет собой комплекс действий. Перед сплавом райдеры просматривают выбранный участок реки, определяя наиболее опасные места и сложные отрезки.
Нередко подход к таким местам ограничен ввиду особенностей береговой линии, ведь экстремальные сплавы проходят в основном на горных реках. Напротив сложных препятствий на берегу ставится человек со спасательной веревкой. Спасение "на живца" подразумевает, что спасатель самолично прыгнет в воду на страховочной веревке и будет ловить выпавшего из лодки каякера. Иногда внизу сложного отрезка экстремалов встречает каякер в лодке, готовый оказать помощь пострадавшему выше по течению или поймать уплывающую лодку.
Соревнования по экстремальному сплаву зрелищны и полны накала страстей, и даже совершенно ничего не понимающий в этом зритель получит львиную долю эмоциональных переживаний. Главное в экстремальном сплаве, как, наверное, и во всех экстремальных видах спорта, это правильно оценивать опасность, а порой даже и переоценивать ее.
Излюбленные места для экстремального сплава в России находятся на Кавказе, где есть немало бурных рек разной степени сложности: река Мзымта в Красной Поляне; реки Гоначхир и Аманауз на Домбае, на которых летом проходят единственные у нас соревнования по экстремальному сплаву. За границей особо интересны реки и водопады Норвегии, Африки и Северной Америки. Для подобного сплава лодки используют уже не композитные, а полиэтиленовые: они на порядок тяжелее, но зато прочные. Длина лодки для экспедиционного сплава 3 - 4 метра, чтобы вмещать и райдера, и поклажу, для экстремального сплава они короче на 240 - 280 см.
Игровой сплав (playboating) – это сплав по относительно несложному участку реки на небольшой маневренной лодочке в режиме фристайла. Можно серфить на валах, крутить повороты направо и налево (да и вообще в любых плоскостях), прыгать с камней, выбирать любую траекторию движения - в общем, творить все, что хочешь, или все, что можешь. И не на одном месте, а на настоящей реке, меняющейся за каждым поворотом.
Чтобы заниматься плэйботингом, нужно уметь хорошо управляться с лодкой. Тут не помешают хорошая слаломная техника и занятия по родео. Получить первый опыт игрового сплава можно на относительно несложной реке Мста в апреле - мае. Затем можно съездить в Ленинградскую область, в Лосево, и попробовать свои силы на реке Вуокса. А уже потом путь лежит на фестиваль каякинга на Мзымту недалеко от Адлера, там найдутся участки любой категории и хорошая компания.
Родео.
Родео, или фристайл на бурной воде - это выполнение акробатических элементов на каяке в локальном месте реки с использованием неоднородностей водного потока. И если слалом учит точности, скорости, холодному расчету, то сегодняшнее родео - это игра, отрыв и безудержное веселье. Люди приезжают на родео-спот, передеваются в гидрокостюмы, надевают на себя маленькие и не всегда удобные лодочки, залезают в воду, проплывают метров 15 до ближайшей "бочки" и начинают выполнять там самые невероятные вращения!
Существует множество фигур - от простейших, доступных новичкам, - до сверхсложных, выполняемых единицами. Каждый год появляются все новые каяки, облегчающие выполнение элементов, и аксессуары. Пребывание каякера в лодке тоже терпит изменения: лодочки для родео становятся все короче, так что крупным личностям очень сложно находиться в них долгое время…
Можно сказать, что родео на бурной воде - это та дисциплина, которая диктует в каякинге стиль и наиболее подвержена моде. Особенно это ощущается за границей, где каякинг стал уже достаточно популярен, а уровень катания достиг определенных вершин. Особым критерием судейства фристайльных соревнований является именно стиль выполнения фигур.
А дальше, как и в любом спорте, - больше: спасательный жилет особого дизайна, касочка с козырьком - все это наиболее ощутимо во фристайле. Может, еще и потому, что родео не ограничено строгими регламентами, как, например, слалом, это фан, удовольствие в чистом виде! У человека, начавшего заниматься родео, как правило, меняется отношение к бурной воде как таковой. Он перестает ее бояться, начинает более чутко относиться к стихии, играть с ней, использовать ее энергию в своих целях. Когда сидишь на берегу, кажется, все это легко, но мир меняется, когда ты садишься в лодку!
Что всегда есть у каякера?
Каякера невозможно представить без следующего: спасательного жилета, гидрокостюма, каски (ее одевают все и всегда без исключений, потому что вода становится бурной благодаря наличию в ней камней), неопреновых тапочек, весла, юбки, которая препятствует попаданию воды в лодку, и собственно лодки, которую на первое время можно взять напрокат.
Источники: