28982 автора и 62 редактора ответили на 85243 вопроса,
разместив 135214 ссылок на 43429 сайтов, присоединяйтесь!

Что изучает морфемика?

РедактироватьВ избранноеПечать

Морфемика — это раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова. См. Как разобрать слово по составу?

 

Каждое слово можно разделить на минимальные значимые части, называемые морфемами.

 

Части слова (виды морфем):

Например, слово подводник состоит из 4 морфем:

  • -вод- — корень, общая часть родственных слов, составляет основу лексического значения слова;
  • под- — приставка, указывает на положение в пространстве — ниже чего-либо;
  • -ник — суффикс, указывает на человека по роду деятельности;
  • нулевое окончание — указывает на форму именительного падежа единственного числа существительного мужского рода 2-го склонения.

Все морфемы, кроме корня, называются аффиксами, или служебными морфемами. См. Что такое словообразовательные аффиксы?

 

Для каждой из морфем есть свои условные знаки:

  • см. ссылку — корень;
  • ¬ — приставка;
  • ^ — суффикс;
  • Ø — нулевой суффикс (см. Как найти нулевой суффикс в слове?);
  • см. ссылку — окончание;
  • постфикс обозначают либо как суффикс, либо как перевёрнутый суффикс, либо как окончание, либо как повёрнутый справа налево знак приставки, поскольку у учёных-лингвистов и авторов учебников по лингвистике нет единого мнения по поводу данной морфемы;
  • соединительную морфему (интерфикс) обозначают либо чертой сверху, либо чертой снизу (подчёркивают);
  • // — знак чередования (или /).

См. план разбора слова по составу.

 

Примечание. В данном ответе нулевое окончание обозначено знаком «Ο», основа подчёркнута (за неимением технической возможности обозначить их, как принято в лингвистике).

  • Чтобы найти основу слова и окончание, надо слово поизменять, т.е. поставить его в другую форму. Та часть слова, которая остаётся без изменений, — основа. Часть слова, которая изменяется, — окончание. Есть слова, которые не изменяются; в них нет окончания, всё слово — основа. См. В каких словах нет окончаний?
  • В словах с постфиксами и (или) формообразовательными морфемами основа может быть прерывистая: купа-ет-ся, как-ой-нибудь, обиде-ть-ся.
  • Основа слова бывает двух видов — непроизводная и производная. Непроизводная основа состоит только из корня: дым-О, син-ий. В состав производной основы, кроме корня, входят и словообразовательные аффиксы: пуш-ист-ый, пятн-ышк-о, меж-зон-альн-ый.

Примечание. Трудности вызывает выделение основы в словах с конечными гласными я, е, ё, ю, стоящими после других гласных или после мягкого знака, т.к. эти гласные обозначают два звука, один из которых относится к основе, а другой — к окончанию. Например, существительное армия [арм’иj-а] имеет окончание , а звук [ j ] входит в основу. Для того чтобы это доказать, нужно просклонять слово: в арми[j-у], арми[j-э]й и др. Во всех этих формах сохраняется [ j ]. Значит, [ j ] — часть основы, ведь окончание — изменяемая часть слова. Только в форме родительного падежа этот звук графически выражен с помощью буквы й (армий Ο), а в других формах он не получает специального обозначения.

 

Главная морфема в слове — корень. Корнем называется общая часть родственных слов, в которой заключено их основное лексическое значение. Корни бывают свободные и связанные.

 

Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными (родственными).

 

Например, слова учить, ученик, учитель, учеба, учебный, ученый, выучить, учиться, научиться содержат один и тот же корень -уч- и поэтому являются однокоренными. Все эти слова обозначают предметы, признаки или действия, имеющие отношение к действию «учить».

 

Слова куст, кустик, кустарник, кустовой, куститься — однокоренные, так как содержат один и тот же корень -куст- и обозначают предметы, признаки или действия, имеющие отношение к слову «куст».

 

Однокоренные слова составляют словообразовательное гнездо.

 

Словообразовательное гнездо — это совокупность всех однокоренных слов, расположенных с учётом последовательности их образования.

 

Пример словообразовательного гнезда


 Исходное слово «губерния».

 

 губерн(и-я) [ губерниj-а ]   
            губерн-атор  
     губернатор-ш-а 
    губернатор-ств-о 
    губернатор-ск-ий 
    губернатор-ствова-ть 
    вице-губернатор  
    вице-губернатор-ск-ий 
    генерал-губернатор ср. генеральный 
    генерал-губернатор-ств-о 
    генерал-губернатор-ск-ий 
           губерн-ск-ий   

 

(Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка. — М., 1990. — Т. 1. — С. 262)

 

Чтобы найти корень в слове, надо подобрать однокоренные (родственные) слова и найти в них общую часть.

Например,

 

1) в слове переменка выделяется корень -мен- в результате подбора однокоренных слов менять, обмен, замена и др.;

 

2) в слове высказывать корень -сказ-, так как это общая часть однокоренных слов пересказывать, высказать, сказать, рассказ, сказка и т.д.

  • Корень может состоять из нескольких звуков (идёт), из одного звука (пойти) или быть нулевым (единственное слово, в котором нулевой корень — вы-нуть. Этот нулевой корень чередуется с -ним- (вы-ним-ать).

  • 2. В сложных словах выделяются два и более корня.

Например, газопровод, вечнозелёный, бело-сине-красный.

  • В сложных словах корень (или корни) может быть представлен в усечённом виде.

Например, корпункт — кор(респондентский) пункт, вуз в(ысшее) у(чебное) з(аведение).

 

Нужно уметь различать корни, совпадающие по звучанию и написанию, но различающиеся по значению. Такие корни называются омонимичными.

 

Например,

 

1) носить, относить, перенос, поднос, занос, обноски, носильщик — корень -нос- (слова имеют отношение к действию «носить»);


2) нос, носовой, носик, носище, переносица — тоже корень -нос- , но слова имеют отношение к части лица «нос».

 

Ничего общего между словами «носить» и «нос» нет, значит, эти две группы слов относятся к разным словообразовательным гнёздам, и корни в них — омонимичные.

 

Слова с омонимичными корнями однокоренными не являются.

 

При образовании новых слов и форм слов во многих корнях возможны чередования звуков (т.е. мена), в результате чего образуются разные варианты одного и того же корня. Их необходимо учитывать при выделении корней, при подборе однокоренных проверочных слов. См. таблицы чередований звуков.

 

Например,

 

1) в словах просить, прошу, спрашивать один и тот же корень -прос-, в котором имеются чередования с//ш  и о//а;

 

2) в словах ротрта гласная о чередуется с «нулём звука», который называется беглая гласная.

 

Примечание. Если один согласный чередуется с сочетанием согласных, то это сочетание полностью входит в состав корня, а новый суффикс не выделяется. В словах типа кормлю (кормить), люблю (любить), ослепление (слепой) л не является новым суффиксом, а входит в состав корня.

 

Упражнения к теме «Омонимичные корни»


1. В приведенных словах представлены два омонимичных корня -вод-:

водный, заводной, заводь, проводка, проводник, подводник, подводить, вывод, водяной, безводный.

Разбейте их на два гнезда так, чтобы в первом оказались слова, родственные слову вода, во втором — слова, родственные слову водить.

 

2. В приведенных словах представлены два омонимичных корня -гор-:

горка, горец, загорелый, горение, горный, выгоревший, гористый, горючий, предгорье, пригорок, пригорать.

Разбейте их на два гнезда так, чтобы в первом оказались слова, родственные слову гора, во втором — слова, родственные слову гореть.

 

Упражнения к теме «Чередование гласных и согласных в корне»


1. В каком примере правильно выделен корень в слове поздравление?

1) ПОЗДРАВление, 2) ПОЗДРАВЛение, 3) поЗДРАВление, 4) поЗДРАВЛение, 5) ПОЗДРАВЛЕНие, 6) ПОЗДРАВЛЕНИе.

 

Ответ: 4) поЗДРАВЛение.


2. В каких вариантах встречается в русском языке корень слова отец?

 

Ответ: 4: 1) отец; 2) отц- (отца, отцу); 3) отч- (отчизна, отчество); 4) отеч- (отечество, отеческий).

 

3. Дан список однокоренных слов: перегородка, ограда, заграждение, преградить, огораживать, загородить, загорожено. Сколько здесь представлено вариантов корня?

 

Ответ: 5: 1) -город- (перегородка, загородить); 2) -град- (ограда, преградить); 3) -гражд- (заграждение); 4) -горож- (загорожено); 5) -гораж- (огораживать).


4. Найти слова с корнями, в которых возможны беглые гласные: лев, слон, орел, сокол, селезень, галка, олень, сурок, овца, коза, собака, пес, кот, конь.

 

Ответ: лев (льва, львиный), орел (орла, орлиный), селезень (селезня), галка (галок), сурок (сурка), овца (овец, овечка, овечий), пес (пса).

 

Источник:

Дополнительно:

Дополнительно на Геноне:

Последнее редактирование ответа: 30.12.2014

  • Оставить отзыв

    Оставить отзыв

РедактироватьВ избранноеПечать

Похожие вопросы

«Что изучает морфемика»

В других поисковых системах:

GoogleЯndexRamblerВикипедия

В соответствии с пользовательским соглашением администрация не несет ответственности за содержание материалов, которые размещают пользователи. Для урегулирования спорных вопросов и претензий Вы можете связаться с администрацией сайта genon.ru. Размещенные на сайте материалы могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет, согласно Федерального закона №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Обращение к пользователям 18+.