Романс — вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного; камерное музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением. Термин «романс» возник в Испании еще в средние века и первоначально обозначал светскую песню на испанском («романском») языке.
В России первыми образцами романса можно считать канты, распространенные уже в конце XVII в. А в XVIII в. стихи наиболее известных русских поэтов — А. П. Сумарокова, А. Ф. Мерзлякова, М. В. Ломоносова — сразу же подхватывались музыкантами и распевались певцами-любителями.
Чем отличается романс от песни? Грань между этими двумя жанрами не всегда легко провести, особенно если речь идет о ранних романсах. Но, как правило, в романсе слышно более тесную, детальную связь музыки и поэтического текста. Музыка передает не только общее настроение стиха, но и отдельные поэтические образы.
И жизнь, и слезы, и любовь. Основной признак романса — более детальная связь слова и музыки — определяет собой и другие. Например, большую содержательность, образность партии фортепьяно, перерастающей из сопровождения голоса в равноправного участника ансамбля. Начало расцвета романса — первая половина XIX в. Это период, для которого вообще характерен особый интерес к лирическим жанрам, выражающим мир личных переживаний человека.
Иногда романс выходит за пределы лирики, приобретая драматизм и приближаясь к оперной арии. Таковы некоторые романсы П.И. Чайковского («День ли царит», «Серенада Дон Жуана»). А вокальные произведения М.П. Мусоргского трудно даже назвать романсами: это живые музыкальные портреты, передающие облик и характер конкретных персонажей («Семинарист», «Сиротка», «Озорник»). Традиции классического романса продолжаются в творчестве советских авторов: Ю.А. Шапорина, А.Н. Александрова, Д.Д. Шостаковича, Д.Б. Кабалевского, Г.В. Свиридова, Б.Н. Лятошинского, О.В. Тактакишвили.
Жанровые признаки романса
1. Содержание романса не выходит за пределы лирики. Текст посвящён некоему переживанию, обычно любовному.
2. Романс характеризуется только одним лирическим настроением. Однако спектр эмоциональных состояний в романсе настолько велик, что каждый исполнитель и слушатель имеет возможность выбрать наиболее близкое ему.
3. В связи с тем, что романс обычно выражает любовное переживание, он либо имеет, либо подразумевает адресата, а следовательно, изначально диалогичен в самом своём содержании.
4. Наличие двух героев порождает одно из самых важных качеств романса — его интимность, камерность.
5. Романс, как вокально-поэтический жанр представляет собой трёхгранную структуру, в которой одинаково значимы слово (текст), музыка и речь (исполнение).
Источники информации: