Развитие рыночных отношений в экономике в период мирового финансового кризиса привело к обострению конкуренции, банкротству ряда компаний. В современных условиях необходимы фирмы «новой экономики», ищущие нетрадиционные способы конкурентной борьбы и формирующие конкурентоустойчивость в долгосрочной перспективе, т.е. способность быстро адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям, выявлять новые конкурентные преимущества и удерживать их длительное время, демонстрируя стабильно высокие показатели роста. Обеспечить неповторимость и непохожесть фирмы во всем и поддерживать свое превосходство над конкурентами в динамике возможно за счет использования интеллектуального капитала.
Теория интеллектуального капитала фирмы начала формироваться еще в прошлом столетии и получила развитие, прежде всего, в работах зарубежных ученых, таких как Э. Брукинг, К.-Э. Свейби, Дж. Стоунхаус, П. Страссмана, Т. Стюарта. Однако в связи с активными экономическими преобразованиями в российской экономике и включения её в мировое глобализирующееся пространство потребовалась адаптация данной теории к нашим реалиям. Свое развитие теория интеллектуального капитала фирмы получила в трудах таких учёных, как В.Л. Абрамов, Н.В. Алтухова, А.Л. Гапоненко, В.А. Дресвянников, А.В. Елин, И.Е. Елина, И. Иванюк, В.С. Катькало, А.Н. Козырев, А.М. Макаров, А.Л. Сергеев, В.А. Скворцова, А.П. Панкрухин, И.И. Просвирина и др.
Исследование влияния данного экономического ресурса на конкурентные позиции фирмы весьма актуально в современных условиях мирового кризиса. Между ведущими странами и фирмами нарастает борьба за интеллектуальное лидерство, и постоянно растущая значимость интеллектуального капитала отражает всё большую зависимость фирмы от нематериальных ресурсов. Исследования ученых доказали, что интеллектуальный капитал в большей мере, чем физические активы или финансовый капитал становится устойчивым конкурентным преимуществом.
Интеллектуальный капитал рассматривается нами как источник формирования устойчивого конкурентного преимущества фирмы, обеспечивающий ей в долгосрочной перспективе конкурентоустойчивость. Дифференциация продукции, уникальные потребительские свойства товаров и услуг, возможность снижения издержек за счет использования результатов НТП и компьютерных технологий, автоматизация производства, расширяющиеся возможности сервисного обслуживания, совершенные рекламные технологии – вот далеко неполный перечень возможных конкурентных преимуществ, создающихся на основе интеллектуального капитала фирмы для формирования и поддержания её конкурентоустойчивости.
Процесс формирования и поддержания устойчивого конкурентного преимущества на основе интеллектуального капитала включает несколько этапов. Первоначально происходит формирование интеллектуального капитала фирмы, с помощью которого разрабатывается конкурентная стратегия. Дальнейшее функционирование в рамках разработанной конкурентной стратегии позволяет выявить потенциальные конкурентные преимущества и создать основу для формирования конкурентоустойчивости фирмы. Достижение и поддержание устойчивости конкурентного преимущества позволяет фирме быть успешной в долгосрочной перспективе. Однако, в современных быстро меняющихся условиях достичь конкурентоустойчивости раз и навсегда невозможно, поэтому фирма постоянно находится в поиске новых потенциальных конкурентных преимуществ. Процесс организации поиска новых конкурентных преимуществ и формирование на их основе конкурентоустойчивости фирмы снова обеспечивается за счет интеллектуального капитала.
Сам интеллектуальный капитал рассматривается как ценнейший экономический ресурс современной фирмы, обладающий такими характеристиками, как уникальность, долговечность, способность к самовоспроизводству, немобильность, т.е. невозможность точного копирования конкурентами, непрозрачность, т.е. защищенность правами интеллектуальной собственности.
В экономической теории интеллектуальный капитал выражается в ценности его трех взаимосвязанных структурных элементов: человеческого, организационного и потребительского капитала. Человеческий капитал фирмы является основным элементом указанной системы и представляет собой запас знаний, умений, навыков, творческих и интеллектуальных способностей, а также производственный опыт работников, дающих возможность быстро и качественно выполнять поставленные задачи. Организационный капитал имеет отношение к организации в целом и делает ее работу успешной: патенты, лицензии, изобретения, товарные знаки, организационная структура, корпоративная культура, технологии, системы управления, базы данных, инновационные информационные технологии. Потребительский капитал выражается в отношениях организации с потребителями и поставщиками и включает в себя торговую марку, бренд, имидж на рынке, информацию о клиентах, связи с клиентами, технологии по привлечению и удержанию клиентской сети. Взаимосвязь элементов интеллектуального капитала создает синергетический эффект, толчок к перекрестному влиянию одних видов нематериальных активов на другие.
Каждая фирма должна стремиться к накоплению интеллектуального капитала, использование которого способно обеспечить её конкурентоустойчивость в долгосрочной перспективе и выход из любых кризисных ситуаций.
Источники:
Дополнительно на Genon.ru: