Ширина рельсовой колеи — расстояние между внутренними (рабочими) гранями головок рельсов. Измеряется это расстояние в миллиметрах. Такая точность связана в первую очередь с безопасностью движения поездов. Ведь отклонение от номинальных размеров всего на несколько миллиметров может вызвать сход подвижного состава.
Ширина колеи на разных железных дорогах в разных странах мира различна. Ниже приведенные размеры, так называемой, широкой колеи:
- на большинстве железных дорог Европы ширина колеи равна 1435 мм;
- в Центральной и Южной Америке 1435–1676 мм;
- в Китае в основном 1435 мм;
- в Индии 1667–1676 мм;
- в Японии 1067–1435 мм;
- в Африке 1676 мм;
- в Австралии 1087–1600мм.
Узкая колея по европейским стандартам имеет ширину 600, 750, 1000 мм
В целом на земном шаре 62% длины железнодорожной сети имеют колею 1435 (1430) мм, 10% — 1524 (1520) мм, 6% — 1675 мм, 8% — 1067 мм, 9% — 1000 мм, 5% — менее 1000 мм.
На железных дорогах России номинальный размер ширины колеи устанавливается Правилами технической эксплуатации. На прямых участках железнодорожного пути и на кривых радиусом 350 м и более — 1520 мм. На более крутых кривых (радиусом менее 350м) размер ширины колеи должен быть увеличен до 1530–1535 мм. Это связано с условиями вписывания тележек подвижного состава в кривых участках пути.
На участках железнодорожных линий и железнодорожных путях, где не производилась замена рельсошпальной решетки, допускается на прямых и кривых участках железнодорожного пути, радиусом более 650 м номинальный размер ширины колеи — 1524 мм.
Величины отклонений от номинальных размеров ширины колеи, не требующие устранений, на прямых и кривых участках железнодорожного пути не должны превышать по сужению −4 мм, по уширению +8 мм, а на участках, где установлены скорости движения 50 км/ч и менее, — по сужению −4 мм, а по уширению +10 мм.
Источники информации:
Дополнительно на Геноне: