Годовой отчёт в РФ — это документ, ежегодно предоставляемый исполнительным органом хозяйственного общества общему собранию участников (акционеров) общества и содержащий отчёт об основных результатах деятельности общества за истекший период. Указанный документ должен быть подписан лицом, занимающим должность единоличного исполнительного органа общества, и главным бухгалтером общества, а также содержать отметку о его предварительном утверждении советом директоров (наблюдательным советом) общества, а в случае отсутствия в обществе совета директоров (наблюдательного совета) — отметку о его предварительном утверждении лицом, занимающим должность единоличного исполнительного органа общества.
Годовой отчёт в РФ должен содержать следующую информацию:
- положение общества в отрасли;
- приоритетные направления деятельности общества;
- отчет совета директоров (наблюдательного совета) общества о результатах развития общества по приоритетным направлениям его деятельности;
- перспективы развития общества;
- отчет о выплате объявленных (начисленных) дивидендов по акциям общества;
- описание основных факторов риска, связанных с деятельностью обществ;
- перечень совершенных обществом в отчетном году сделок, признаваемых в соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах» крупными сделками;
- перечень совершенных обществом в отчетном году сделок, признаваемых в соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах» сделками, в совершении которых имеется заинтересованность;
- критерии определения и размер вознаграждения (компенсации расходов) лица, занимающего должность единоличного исполнительного органа (управляющего, управляющей организации) общества, каждого члена коллегиального исполнительного органа общества и каждого члена совета директоров (наблюдательного совета) общества;
- сведения о соблюдении обществом Кодекса корпоративного поведения;
- иную информацию, предусмотренную уставом общества или иным внутренним документом общества.
Согласно действующему законодательству индивидуальные предприниматели освобождены от ведения бухгалтерского учета и сдачи бухгалтерской отчетности (п. 2 ст. 4 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ). Однако по собственному желанию они могут начать ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности, в том числе годовой.
Изготовление годовых отчетов является очень важным этапом при ведении бухгалтерского учета. Поскольку именно годовой отчет дает наиболее достоверное и полное представление о финансовом положении предпринимателя, финансовых результатах его деятельности и изменениях в его финансовом положении.
Для составления годового бухгалтерского отчета отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода.
Годовой отчет включает шесть форм, которые носят рекомендательный характер. Если предприниматель решит самостоятельно разработать годовой бухгалтерский отчет, то он должен соблюдать общие требования к бухгалтерской отчетности, установленные ПБУ 4/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.07.99 N 43н.
Итак, рекомендованный годовой бухгалтерский отчет включает бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о прибылях и убытках (форма № 2), отчет об изменениях капитала (форма № 3), отчет о движении денежных средств (форма № 4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5), отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6).
Индивидуальные предприниматели, как субъекты малого предпринимательства, вправе составлять годовой отчет, состоящий только из бухгалтерского баланса (форма № 1) и отчета о прибылях и убытках (форма № 2).
Изготовление годовых отчетов должно осуществляться на русском языке и в валюте Российской Федерации.
Сроки сдачи годового отчета установлены статьей 15 Федерального закона от 21.11.96 № 129. Так, годовой отчет должен быть сдан предпринимателем в течение 90 дней по окончании года, то есть до 1 апреля года, следующего за истекшим отчетным годом.
Если предприниматель в течение отчетного года не осуществлял предпринимательскую деятельность, то есть с начала отчетного периода не было движений по расчетному счету, не начислялась заработная плата, не осуществлялось никаких платежей и т. д., то по итогам года он сдает нулевой годовой отчет.
Несколько слов скажем о пояснительной записке к годовому бухгалтерскому отчету.
Пояснительная записка к годовому бухгалтерскому отчету должна обеспечивать пользователей дополнительными данными, которые нецелесообразно включать в годовой отчет, но которые необходимы пользователям бухгалтерской отчетности для реальной оценки финансового положения предпринимателя, финансовых результатов его деятельности и изменений в его финансовом положении.
Так, в частности, в пояснительной записке обязательно должно быть указание на то, что годовой отчет сформирован исходя из действующих в Российской Федерации правил бухгалтерского учета и отчетности.
Если какие-то правила не применяются, а именно когда они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности предпринимателя, то это также должно найти свое отражение в пояснительной записке.
Полезная литература по составлению годовой отчетности:
- Годовой отчет 2009. Бухгалтерская и налоговая отчетность без проблем (Ю. М. Лермонтов, Т. М. Панченко, Е. В. Койфман, А. Л. Кудрявцева), Издательство: Статут, 2009 г.
Годовой отчет 2009 (С. Разгулин, В. Буланцева, Н. Ковязина), Издательство: Актион-медиа, 2009 г.
- Годовой отчет за 2009 год. Актуально. Объективно. Достоверно (О. Г. Лапина), Издательства: Эксмо, 1С-Паблишинг, 2010 г.
- Годовой отчет для малого бизнеса 2009 (И. Федоров), Издательство: Эксмо, 2010 г.
- Годовой отчет 2009 (Т. Л. Крутякова), Издательство: АйСи Групп, 2010 г.
- Журнал «Главный Бухгалтер. Все для годового отчета»
Источники информации:
Дополнительно по теме: