Краш-тест (более верное произношение — крэш-тест, англ. crash test) — испытание дорожных и гоночных автомобилей на безопасность. Представляет собой умышленное воспроизведение дорожно-транспортного происшествия с целью выяснения уровня повреждений, которые могут получить его участники. С 1966 года для краш-теста в машину помещают манекен, оборудованный датчиками для замера повреждений, до этого для этих же целей использовались человеческие трупы и животные.
Разгон автомобиля, как правило, осуществляют внешним мотором. Автомобиль раскрашивают специальным образом, чтобы было легче локализовать и измерить повреждения. Согласно современным европейским нормам за повреждения, полученные манекеном, снимаются баллы. По сумме баллов определяется степень безопасности.
В настоящее время термин краш-тест применяется не только к автомобилям, но и к ноутбукам, сотовым телефонам и прочим устройствам, к которым применяются повышенные требования надежности. На сегодняшний день существует несколько различных организаций, занимающихся проведением краш-тестов:
- IIHS (США);
- NHTSA (США);
- ANCAP (Австралия);
- EuroNCAP (Евросоюз);
- JNCAP (Япония);
- ADAC (Германия);
- C-NCAP (Китайская Народная Республика).
Наиболее дешёвым и простым для проведения является лобовой краш-тест. В нём разогнанный автомобиль направляется на бетонный блок. Столкновение автомобиля, движущегося, например, со скоростью 100 км/ч, с бетонным блоком примерно эквивалентно столкновению автомобиля со скоростью 200 км/ч с неподвижным автомобилем такой же массы. В последнее время принято проводить не лобовой краш-тест, а лобовой удар со смещённым центром. Видоизменилось и препятствие: из бетонного блока оно превратилось в стандартизованное подобие встречного автомобиля.
Фронтальное столкновение со смещением – это когда автомобиль сталкивается с препятствием частью переда.
Боковое столкновение – это когда, препятствие весом около 500 кг. бьют в область двери со скоростью 50км/ч.
Придорожный тест – это имитация столкновения с барьерами и другими препятствиями на дороге.
Краш-тесты, имитирующие удар сбоку или сзади, дороже и сложнее в осуществлении. Они требуют сразу два автомобиля либо специальное оборудование. Поэтому такие краш-тесты пока производятся реже.
Краш-тест — мероприятие дорогостоящее. Проводится испытание на собственные средства специальной организации — анонимно (чтобы исключить спецсборку) покупается автомобили в торговой сети и оплачиваются услуги полигонов. Автомобиль, попавший на краш-тест, должен быть не только быть доступным, но и массовым.
Источники информации: