Ритм-энд-блюз (англ. rhythm-and-blues, сокращённо R&B) — самое широкое обозначение всей музыки, исполняемой чернокожими музыкантами и не вписывающейся в определения джаза и госпела. Термин был введён в оборот в 1949 году составителями чартов журнала «Billboard» вместо несколько пренебрежительного выражения «расовая музыка» (race music), распространённого прежде.
С ослаблением расовой сегрегации в США термин «ритм-энд-блюз» эволюционировал в сторону обозначения широкого спектра музыки «соул» и «фанк», исполняемой музыкантами всех рас и национальностей. Не принято включать в состав ритм-энд-блюза рок, хип-хоп и рэгги, сложившиеся в качестве самостоятельных направлений в более поздний период.
Американская академия звукозаписи ежегодно вручает премии «Грэмми» в номинациях «лучший мужской вокал в стиле ритм-энд-блюз», «лучший женский вокал в стиле ритм-энд-блюз», «лучшее вокальное исполнение в стиле ритм-энд-блюз в дуэте или группой», «лучшая песня в стиле ритм-энд-блюз», «лучший альбом современного ритм-энд-блюза», «лучшее исполнение в стиле традиционного ритм-энд-блюза», «лучшее инструментальное исполнение в стиле ритм-энд-блюз».
Влияние хип-хопа
Изначально хип-хопом называлось все то, что делали подростки бедных райнов Нью Йорка (гетто) - Бруклина и Бронкса примерно в конце 60х-конце 70х годов 20го века. В этих районах существовало множество подростковых группировок, каждая имела свою определенную территорию, границы которой были обозначены рисунками - символами группировки, которые старались сделать как можно краше и привлекательнее на вид (так зародилось граффити). Эти же подростки ходили развлекаться в местные клубы и на танц-площадки, где играла модная в те времена музыка - то есть соул и фанк. Под эти ритмы рождались самые затейливые танцы, такие например, как брейкданс. Музыку в те времена проигрывали с пластинок (по английски Disc), а ставящий пластинки звался Disc Jockey (DJ). Один из DJ Бронкса - Kool Herc придумал технику игры на двух проигрывателях пластинок, что позволяло накладывать одну мелодию на другую, так же считается что это человек придумал скретч. Под те же ритмы ведущие (Masters of Ceremony, MC`s) развлекали народ, зачастую тем, что с ходу придумывали веселые рифмы (позже они стали читать свои рифмованные произведения). Первые официальные записи Реп-исполнителей, относящиеся к концу 70х-началу 80х годов наложены на музыку соул, фанк и диско, т.е. на стили, являющиеся продолжателями ритм-энд-блюза. Таким образом хип-хоп изначально связан с ритм-энд-блюзом, но не относится напрямую к культуре ритм-энд-блюза.
Второй этап взаимодействия ритм-энд-блюза с хип-хопом — период «хип-хоп-соула» (1993—1998) — обозначил более тесное сближение двух музыкальных направлений. Ритм-энд-блюз заимствует у хип-хопа его непредсказуемый ритмический рисунок, композиции становятся менее однородными и более энергичными. Отличительная черта записей этого периода — общая атмосфера телесной чувственности и даже цинизма. Откровенные на грани фола тексты многих исполнителей свидетельствовали о взрослении аудитории этого направления: по сравнению с нью джек свингом, это были не только подростки старшего школьного возраста, но и более возрастные слои молодёжи. Основные исполнители этого периода — «королева хип-хоп-соула» Мэри Джей Блайдж, его «король» Ар Келли и женское трио «TLC».
Современный этап в развитии ритм-энд-блюза принято характеризовать как «нео-соул» (neo soul). Это отчасти ретроспективное направление состоит в возврате к винтажному звучанию классического соула 1960-х и 1970-х, что особенно очевидно в творчестве D'Angelo, Лорен Хилл и Эрики Баду. Первопроходцем этого течения можно считать трио The Fugees, в творчестве которого наметилась реакция против приземленной плотскости ритм-энд-блюза середины 1990-х (характерный пример — сингл «Killing Me Softly» 1996 года). Помимо классического соула, нео-соул активно впитывает элементы альтернативного хип-хопа (Лорен Хилл), джаза и даже классической музыки (Алиша Киз).
Более коммерчески ориентированное направление ритм-энд-блюза, которое представляют в первую очередь Ашер и Бейонсе, продолжает развиваться в русле хип-хоп-соула 1990-х.
Ссылки по теме:
Источник: http://ru.wikipedia.org