Амфисбена — описанная древними авторами двухголовая змея, у которой одна голова на обычном месте, а другая — на хвосте. Обеими она может ужалить и двигается проворно в обе стороны, поскольку передняя и задняя части у нее совершенно одинаковы. По-гречески «амфисбена» и означает «двигающаяся в двух направлениях». Глаза ее горят, как яркие светильники, а сама она так горяча, что растапливает снег. Застать амфисбену врасплох практически невозможно, так как пока одна голова её спит, другая всегда бодрствует (хотя, по свидетельству античных авторов, зрение у неё неважное).
Эту мифическую змею подробно описал в I веке нашей эры римский писатель, ученый и полит деятель Плиний Старший, а вслед за ним и другие авторы. Лукан в «Фарсалии» рассказывает, что «страшные, с поднятой вверх двойной головой амфисбены» питались трупами солдат, когда армия Катона шла через Ливийскую пустыню. Как и другие змеи Ливии (согласно Овидию), амфисбена родилась из крови убитой Персеем Горгоны. Плиний объясняет наличие второй головы амфисбены слишком большим количеством яда, который не может выйти только через одну пасть; он также говорит о лечебных свойствах амфисбены. Учёный Аполлодор (II в. до н.э.) считал, что старая кожа амфисбен, обёрнутая вокруг дорожного посоха, может защитить от других рептилий. В то, что с помощью кожи амфисбен можно лечить простуду, верили ещё в XVI веке.
В «Эвменидах» Эсхила Кассандра сравнивает Клитемнестру с амфисбеной. В более поздней европейской литературе амфисбена сохраняет ту же символику — Дж. Милтон упоминает её в ряду других чудовищ, в которых превратилось падшее сатанинское воинство («Потерянный рай»). Амфисбена упоминается в большинстве средневековых бестиариев. В «Сокровищнице» Брунетто Латини указывается: «Амфисбена — это змея о двух головах, одна на обычном месте, другая — на хвосте; обеими она может ужалить, двигается проворно, и глаза у неё горят, как свечи». Со временем в её облик привносятся новые черты: амфисбена обрастает перьями, у неё появляются крылья, лапы и даже уши. По преданиям, она могла также катиться как обруч, вложив одну голову в рот другой. В отличие от обычных змей, амфисбена легко переносит холод.
Средневековые архитекторы и скульпторы охотно использовали амфисбену в своем творчестве. Однако уже в XIII веке немецкий философ и богослов Альберт Великий отрицал реальность двухголовой змеи. А Леонародо да Винчи по поводу записок Плиния писал с нескрываемой иронией: «У нее две головы... как будто не довольно с нее из одного места выпускать яд». В XVII веке Томас Браун решительно отверг возможность существования животного, у которого нет ни переда, ни зада, как у амфисбены.
В современной фауне амфисбенами (двуходками) называется подотряд пресмыкающихся, близких к ящерицам. Внешне они очень похожи на крупных дождевых червей и имеют сходный механизм движения. Поступательное движение двуходки объясняется тем, что бегущие волны, наталкиваясь на малейшие неровности субстрата, в общей сложности создают силы, толкающие животное в обратном направлении. Возможность подобного типа движения, неизвестного у других позвоночных животных, объясняется тем, что, в отличие ящериц и змей, кожа двуходок свободно прилегает к телу, образуя подвижный кожный мешок, способный собираться в складки по линиям опоясывающих туловище колец. Подобным необычным образом животное способно одинаково легко двигаться как вперед, так и назад, чем объясняется и само название «амфисбена», происходящее от двух греческих слов, буквально переводимых как «двигающаяся в оба конца».
Источники:
Дополнительно на Genon.ru: