В Москве имеется 10 действующих железнодорожных вокзалов. Ранее (до 1896 года) также существовал Нижегородский вокзал, в начале XX века рассматривалась возможность создания Центрального вокзала.
Почти все вокзалы являются начально-конечными тупиковыми пунктами железнодорожных линий-направлений от Москвы (не является тупиковым Курский и Белорусский, отчасти Савёловский, через который проходит одна нетупиковая линия с Белорусского вокзала на Рыбинск). Курский вокзал обслуживает два железнодорожных направления от Москвы (Курское и Горьковское), также два магистральных направления (Рязанское и на Муром) обслуживает Казанский вокзал (место соединения двух магистральных направлений находится в городе Люберцы у границы с Москвой), остальные — по одному направлению (одноимённые, кроме Смоленского направления с Белорусского вокзала).
Со всех вокзалов отправляются пригородные электропоезда (электрички), со всех, кроме Савёловского — поезда дальнего следования. Два вокзала, Курский и Белорусский, пропускают транзитные поезда дальнего следования. С трёх вокзалов (Киевский, Павелецкий, Белорусский) существует движение электропоездов-«аэроэкспрессов» до аэропортов («Внуково», «Домодедово», «Шереметьево»). Наиболее загруженные вокзалы — Курский, Казанский, наименее — Рижский и Савёловский.
Со всех вокзалов есть пересадка на станции метрополитена, при этом кольцевая линия метро связывает все вокзалы, кроме Рижского и Савёловского.
Три вокзала (Казанский, Ленинградский, Ярославский) расположены рядом (на Комсомольской площади — «площади Трёх вокзалов»). С некоторых вокзалов (Савёловский, Рижский, Казанский, Ленинградский, Ярославский) есть пересадка на платформы железнодорожных станций других направлений.
Названия большинства из вокзалов (за исключением Ленинградского и Белорусского) совпадают с названиями их железнодорожных станций. В названиях большинства из этих станций при вокзалах (кроме Рижской и Бутырской) присутствует слово «пассажирская».
БЕЛОРУССКИЙ ВОКЗАЛ
Адрес: Москва, Тверская Застава пл., 7
Как много названий сменил Белорусский вокзал — Смоленский, Брестский, Александровский, Белорусско-Балтийский. Сначала поезда ходили до Смоленска, и вокзал был Смоленским, через год — до Бреста, и он стал Брестским. В 1912 году вокзал был назван Александровским, в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Потом названия менялись вместе с названиями дорог, к которым вокзал относился.
Но самое важное его имя — Вокзал Победы. Это отсюда в 1941 году отправлялись эшелоны на линию фронта, и здесь же в 1945 встречали солдат-победителей, возвратившихся из Берлина. Именно здесь впервые прозвучала песня «Священная война».
Каждый год 9 мая на Белорусском вокзале проходит празднование Дня Победы. В этот день с вокзала отправляется «Поезд памяти». В здании вокзала, в Воинском зале, открыт музей, где отражена жизнь Белорусского в военные и послевоенные годы.
История Белорусского вокзала отсчитывается с 1860-х годов. Тогда началось строительство однопутной железной дороги, которая вела из Москвы к Смоленску, потом — на Брест и Варшаву. Строилась она одновременно и из Москвы, и из Смоленска. Финансировали строительство смоленские промышленники, дорога была частной.
Белорусский вокзал — это еще и «ворота в Европу». Отсюда идут поезда в Белоруссию, Германию, Польшу, Австрию, Чехию, Словакию, Литву.
ВОСТОЧНЫЙ ВОКЗАЛ
Адрес: 107553, г. Москва, Щёлковское шоссе, 1 стр 5
Вокзал открыт 29 мая 2021 года. Вокзал расположен на территории железнодорожной станции Черкизово Малого кольца Московской железной дороги, вплотную к станции МЦК Локомотив и станции метро «Черкизовская»: последовательно соединён с ними пешеходными галереями. Строительство начато в 2020 году; открытие состоялось 29 мая 2021 года.
С вокзала отправляются те поезда дальнего следования, которые раньше отправлялись с Курского вокзала, а также ряд транзитных поездов, ранее также проходивших через Курский вокзал.
Две платформы: высокая и низкая — позволяют обслуживать как классические поезда дальнего следования, так и поезда «Стриж».
Вокзал единственный, на котором нет конечных путей. Электричек нет.
КАЗАНСКИЙ ВОКЗАЛ
Адрес: Москва, Комсомольская пл., 2
Казанский вокзал — самый молодой из находящихся на «площади трех вокзалов». Его строительство началось в 1913 году, основные работы были закончены к 1926. Тем не менее, этот крупный комплекс продолжали достраивать и реконструировать вплоть до 1948 года.
Казанский вокзал — памятник отечественной архитектуры. Автор проекта, знаменитый архитектор Алексей Викторович Щусев, создатель гостиницы «Москва», Мавзолея В.И. Ленина и станции «Комсомольская», использовал принцип «хоромной» композиции, принятой в древнерусской архитектуре. В здании вокзала сочетаются несколько непохожих друг на друга объемов, напоминающих то крепостные башни, а то и торговые ряды. Объединяет их все угловая башня, напоминающая башню Сююмбеки в Казанском кремле. Башня увенчана шпилем с драконом Зеланом, изображавшимся на древнем гербе Казани. На одном из фасадов здания расположены часы со знаками зодиака.
В Царской башне Казанского вокзала находится музей Московской железной дороги с экспозицией документов и фотографий. Работает музей в будние дни по предварительным заявкам, телефоны (495) 266-13-68, (495) 266-04-69.
Магистраль, отходящая от Казанского вокзала, разветвляется на два направления — Рязанское и Казанское. Движение на Рязанском участке было открыто в 1862 году, затем в 1893 году дорогу продлили до Казани.
Рязанское направление — единственная московская железная дорога с левосторонним движением поездов. Так, на большинстве станций электрички подходят к платформе с непривычной левой стороны. А все потому, что изначально в строительстве участвовали английские инженеры. Менять все «слева направо» оказалось слишком дорого и хлопотно — так и оставили Обслуживание шевроле круз ремонт и техобслуживание шевроле круз.
КИЕВСКИЙ ВОКЗАЛ
Адрес: Москва, Киевского Вокзала пл., 2
До 1934 года Киевский вокзал назывался Брянским. А все потому, что эта железная дорога пришла в Москву из Брянска и строилась за счет средств частной компании Московско-Киево-Воронежской железной дороги. На окраине Москвы (а тогда это была самая окраина), на пустыре, развернули огромную стройку. Самую большую товарную станцию взялись строить. 1 августа 1899 года из Москвы с Киевского вокзала в Брянск уже отправился первый почтово-пассажирский поезд.
В 1912 году правление дороги выделило деньги на строительство нового здания Киевского вокзала. Разработкой проекта и строительством занялся Иван Иванович Рерберг — военный инженер, имевший право строить и гражданские здания.
В 2004 году был реконструирован перронный зал с использованием новейших технологий и материалов, но уникальный исторический облик полностью сохранен. Сейчас с исторической платформы отправляются аэроэкспрессы до аэропорта Внуково.
КУРСКИЙ ВОКЗАЛ
Адрес: Москва, Земляной Вал ул., 29
Один из самых крупных московских вокзалов, принимающий огромное количество дальних и пригородных поездов. Курский вокзал — универсальный. Большинство московских вокзалов — конечные точки маршрута, а через Курский вокзал проходят еще и транзитные поезда с севера на юг. Отсюда можно уехать как в Ростов-на-Дону, так и в Санкт-Петербург.
Железнодорожный путь, соединивший Москву с Курском, строился с 1866 по 1868 год. В этот же период существовал и отдельный деревянный Нижегородский вокзал у Покровской (впоследствии Абельмановской) заставы, имевший статус временного. Объем перевозок рос, а постоянное место вокзалу все не могли подобрать. Строительство велось по проекту архитектора Н.Орлова и закончилось в 1896 году. На вокзальной площади появилось изящное здание с белыми колоннами. И по сей день правое крыло вокзала отдано нижегородскому (Горьковскому) направлению, левое — Курскому. Реконструировали вокзал в 1938 году, но коренные изменения ждали его в 70-х.
Из-за большого пассажиропотока было возведено новое здание длиной 200 м, обращенное стеклянным фасадом на привокзальную площадь. Ритм складчатой кровли, уходящей в перспективу, должен был ассоциироваться с движением поезда, а большой козырек, выступающий на 9 м, — с крытым перроном.
У вокзала две части — надземная, с залами ожидания и кассами, и подземная — с камерами хранения, проходами к поездам и станциям метро. Проект создавался по принципу рациональности и позволял вместить большое число пассажиров.
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ВОКЗАЛ
Адрес: Москва, Комсомольская пл., 3
Ленинградский вокзал — частица Санкт-Петербурга среди московской суеты, ворота на Северо-Запад. Вокзал, напоминающий о спокойствии и элегантности северных столиц. Первый московский железнодорожный вокзал. Год рождения — 1849. «Близнец» Московского вокзала в Санкт-Петербурге и родственник Большого Кремлевского дворца и Храма Христа Спасителя — все эти здания построены по проекту архитектора К.А. Тона. Императорский вокзал — был построен по указу Николая Первого, обладал роскошными интерьерами и встречал все императорское семейство в 1851 году, совершавшее пробную поездку по вновь построенной по высочайшему повелению дороге, названной Санкт-Петербург-Московской. Время в пути тогда составило 21 час 45 минут.
В 1855 году по указу Александра II и вокзал и дорога стали Николаевскими, а в 1923 году по распоряжению Ф.Э Дзержинского дорогу и вокзал стали именовать Октябрьскими. Свое нынешнее имя вокзал носит с 1934 года, когда и город Санкт-Петербург стал называться Ленинградом. Дорога так и осталась Октябрьской. Переименования последнего времени не коснулись ни вокзала, ни дороги.
Это единственный вокзал в Москве, не входящий в ведение Московской железной дороги, и подчиняющийся, как и полтора века назад, Санкт-Петербургу.
ПАВЕЛЕЦКИЙ ВОКЗАЛ
Адрес: Москва, Павелецкая пл., 1А
Павелецкий вокзал (бывший Саратовский) был построен в 1900 году для обслуживания Павелецкой железной дороги, проложенной в 1898—1899 гг. в районе Кожевнической и Коломенской-Ямской (ныне Дубининской) улиц. Архитектором Павелецкого вокзала выступил Ю.Ф. Дидерикс, а его перворначальная трасса пролегавщая до станции Павелец, в последующем была продлена до Саратова. Павелецкий вокзал связывает Столицу со Средним и Нижним Поволжьем.
РИЖСКИЙ ВОКЗАЛ
Адрес: Москва, Рижского Вокзала пл., 1
Рост России в конце XIX столетия вызвал усиленное строительство новых железнодорожных линий к незамерзающим портам Балтии. Именно это и обусловило прокладку Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги. Здание пассажирского вокзала было предположено построить у Крестовской заставы. Торжественное открытие Виндавского вокзала в Москве состоялось 11 сентября 1901 года. С тех пор вокзал неоднократно менял свои названия. Со времени постройки и до 1930-х годов это был Виндавский, затем Балтийский, потом Ржевский и, наконец с 1946 года — Рижский вокзал.
Сегодня здание вокзала это современное строение, с системой подземных пешеходных переходов, которые объединили вокзал и станцию метро. Были построены современные билетные кассы, световая информация в залах и на платформе. Это просторные, светлые залы ожидания, комфортная гостиница, открытая комната матери и ребенка, и многое другое.
САВЕЛОВСКИЙ ВОКЗАЛ
Адрес: Москва, Савеловского Вокзала пл., 2
Идея строительства этой дороги принадлежала Савве Мамонтову. Изначально дорога строилась как грузовая — главной целью была бесперебойная доставка грузов из Рыбинска, где кончался большой водный волжский путь, в столицу. Сам вокзал строили достаточно долго — мешали административные и финансовые неурядицы. Наконец, 10 марта 1902 года состоялось торжественное открытие. Назывался вокзал тогда Бутырским — по местности, где располагался.
Сейчас Савеловский — единственный вокзал Москвы, с которого отправляются только пригородные электрички.
С 2004 года Савеловский вокзал стал «воротами» аэропорта Шереметьево. Здесь можно пройти регистрацию на рейсы, сдать багаж. Организовано движение аэроэкспрессов, пока до станции Лобня, где пассажиров встречает специальный автобус. Ведется строительство ветки непосредственно до аэропорта Шереметьево. В перспективе все три крупных московских аэропорта (Шереметьево, Домодедово и Внуково) будут связаны единой железнодорожной сетью.
ЯРОСЛАВСКИЙ ВОКЗАЛ
Адрес: Москва, Комсомольская пл., 5
Ярославский вокзал — самый строгий из всех вокзалов, находящихся на Комсомольской площади. Высокая шатровая башня, цветовая гамма — все напоминает о дремучих северных лесах. По привычке его называют еще Северным.
Современное здание вокзала построено в 1902–1904 годах на месте старого деревянного. Автор его, архитектор Ф. Шехтель, сумел соединить в образе здания стиль модерн и русскую былину — и получилась русская сказка.
Ярославский вокзал — это прежде всего вокзал-труженик. Через него проходит огромный поток грузовых и пассажирских перевозок. Воркута, Череповец, Нижний Тагил, Нижневартовск — история промышленности России тесно связана с Ярославским вокзалом. По объему пригородных перевозок этот вокзал является самым большим в Москве — ежедневно он обслуживает более 200 пар электропоездов.
Источники информации:
Дополнительно от Генон: