28982 автора и 62 редактора ответили на 85243 вопроса,
разместив 135214 ссылок на 43429 сайтов, присоединяйтесь!

Кто такой Уильям Гибсон?

РедактироватьВ избранноеПечать

Уильям Гибсон родился 17 марта 1948 года в городе Конвей, штат Южная Каролина. В 1968 году, отказавшись от призыва, эмигрировал в Канаду, где жил сначала в Торонто, а с 1972 года – в Ванкувере. Дебютная публикация – рассказ «Осколки голографической розы» (1977). В первой половине 80-х, помимо других рассказов, опубликовал «Джонни-Мнемоник» (1981) и «Сожжение Хром» (1982), которыми практически открыл новое направление в фантастике, позже получившее название «киберпанк». Его трилогия «Киберпространство», в англ. оригинале The Sprawl trilogy («Нейромант», «Граф Ноль», «Мона Лиза овердрайв») привлекла миллионы читателей. Некоторые произведения Гибсона созданы в соавторстве с Брюсом Стерлингом. Роман «Нейромант», который стал главным каноническим «киберпанковским» произведением крупной формы.

 

Гибсон, не имея на тот момент практически никакого опыта работы с компьютером, выдвинул и разработал идею виртуальной реальности (англ. cyberspace), которая была технически реализована через несколько лет после этого, причем приоритет идеи Гибсона признавали все разработчики. При остром сюжете он насыщал произведения описаниями множества гаджетов, однако считал, что внешние атрибуты – не главное. Он полагает, что литературное образование, которое он получил, является «только кошмарным грузом теории». Движущую силу глобализации Гибсон видит в деятельности транснациональных мегакорпораций, дзайбацу.

 

Написав несколько романов, где Япония занимает значительную часть повествования, сам Гибсон в тот момент в Японии не бывал. Например, Тиба в «Нейроманте» – это фантазия на темы американского Детройта, перенесённая в Японию. «Детройтом ведь никто не гордится – это просто грязная, отвратительная окраина», – говорит он. Таков и мир, описываемый Гибсоном в общем. Много писал о Японии потому, что общался с японцами-туристами, приезжающими в Ванкувер на отдых, и их рассказы о совсем другой культуре его интересовали.

 

Мир будущего в описании Гибсона – не слишком приятное место. Жизнь общества в нём полностью подчинена интересам враждующих корпораций. Проза Гибсона имеет ярко выраженный социально-психологический и социально-философский характер, он считается одним из лучших стилистов современной американской литературы.

 

Сам Гибсон считает жанр научной фантастики только инструментом, с помощью которого он может сделать что-то новое в литературе. А от ярлыка «изобретателя киберпанковского движения» он открещивается, поскольку считает, что навешивание ярлыков несёт смерть жанру. «Думаю, что ярлык запутает менее известных авторов, которые попытаются этим заниматься. Будет немало боевиков с мордобоем. Появится множество поделок о парнях с ирокезами, севших за компьютер. «Киберпанк бьёт мимо цели» – говорит он в интервью в 1986 году. «Когда рассказ “Красная звезда, орбита зимы” был опубликован, мы еще даже не думали о подобных терминах», – говорил Гибсон о термине «киберпанк» в том же интервью (под «мы» он подразумевает своего друга и соавтора Стерлинга).  

 

Уильям Гибсон является лауреатом премий «Хьюго», «Небьюла» и награды имени Филипа К. Дика (1985).

 

По его рассказам снято два фильма: «Джонни-мнемоник» (1995) и «Отель «Новая Роза» (1998).

 

Источники: Библиотека АльдебаранВикипедия

Гибсон, собственно, киберпанк не изобретал – ни само это слово, ни направление, которым его принято обозначать. Слово – совсем по другому поводу – придумал в 1983 году малоизвестный тогда писатель Брюс Бетке. Основные особенности нового направления в общих чертах (и в полемическом контексте) сформулировал редактор Гарднер Дозуа. Более же детальную разработку принципов киберпанка осуществил Брюс Стерлинг, писатель и критик, ставший главным его идеологом и пропагандистом. Заслуга же Гибсона в том, что именно его перу принадлежат произведения, признанные впоследствии каноническими текстами этого направления («Джонни-Мнемоник», «Сожжение Хром», «Нейромант»). Теперь любое произведение любого автора, написанное с уклоном в киберпанк или хотя бы с небольшими его элементами, проверяется критиками на соответствие или несоответствие канонам, впервые сформулированным Гибсоном.

 

Киберпанк – это научная фантастика эпохи компьютерной революции. Киберпанк появился практически одновременно с появлением персональных компьютеров, когда – правда, для еще очень и очень немногих – стало ясно, что на свет появился инструмент, существенно расширяющий возможности человека, новая точка опоры, которая вскоре перевернет мир. Писатели-киберпанки увидели и описали в своих произведениях реалистичный облик близкого будущего, на путь к которому в этот момент решительно свернуло человечество. Наверное, поэтому их произведения получили резонанс не столько среди традиционных любителей фантастики, сколько среди самых широких читательских масс, никогда особенно фантастику не жаловавших. Именно поэтому киберпанк оказал огромное влияние на другие виды искусства и в итоге привел к формированию новой молодежной контркультуры, с литературой как таковой практически не связанной.

 

С литературной точки зрения киберпанк многое почерпнул из наработок фантастов предыдущих поколений – Альфреда Бестера, Сэмюэла Дилэни, Филипа Дика, Дж. Г. Балларда, Джона Браннера, Нормана Спинрада, Джона Варли и особенно Уильяма Берроуа (хотя последнего с трудом можно назвать фантастом). К другим характерным чертам киберпанка можно олтнести жесткое триллероподобное построение сюжета, многое перенявшее от «черных детективов» Рэймонда Чандлера и Дэшила Хэммета, рубленый стиль изложения, своеобразный язык героев, сконструированный из уличного и молодежного сленга, активное использование слов из других языков – прежде всего японского и русского, современную научную и техническую терминологию.

 

Источник: Terra Fantastica.

 

Дополнительно от Генон: Что такое киберпанк?

Последнее редактирование ответа: 10.02.2009

  • Оставить отзыв

    Оставить отзыв

РедактироватьВ избранноеПечать

«Кто такой Уильям Гибсон»

В других поисковых системах:

GoogleЯndexRamblerВикипедия

В соответствии с пользовательским соглашением администрация не несет ответственности за содержание материалов, которые размещают пользователи. Для урегулирования спорных вопросов и претензий Вы можете связаться с администрацией сайта genon.ru. Размещенные на сайте материалы могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет, согласно Федерального закона №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Обращение к пользователям 18+.