Григорианский календарь был введён папой Григорием XIII 4 октября 1582 года взамен старого юлианского: следующим днём после четверга, 4 октября стала пятница, 15 октября (дней с 5 по 14 октября 1582 г. в григорианском календаре нет).
История
Поводом к принятию нового календаря стало смещение дня весеннего равноденствия, по которому определялась дата Пасхи.
Погрешность юлианского календаря привела к тому, что действительное время весеннего равноденствия перестало совпадать с календарным. Момент равенства дня и ночи переходил на все более ранние числа: сначала на 20 марта, затем на 19, 18 и т.д. В итоге ко второй половине XVI в. это расхождение составило 10 дней: по юлианскому календарю момент равноденствия должен был наступать 21 марта, а в действительности он наступал уже 11 марта. Это стало причиной дополнительных исправлений и уточнений календаря.
Неточность была обнаружена еще в начале XIV в. В 1324 г. византийский ученый Никифор Григора обратил внимание императора Андроника II на то, что весеннее равноденствие уже не приходится на 21 марта, а значит, Пасха будет постепенно перемещаться на более позднее время. Поэтому он считал необходимым исправить календарь и вместе с ним расчет Пасхалий. Однако император отклонил предложение исправить календарь, полагая, что это вызовет разногласия между отдельными Православными церквами.
На неточность календаря указывали и другие византийские ученые — Матвей Властарь и Исаак Аргир, но Византийская Церковь отказалась проводить календарную реформу. Более того, в «запаздывании» календаря Церковь видела даже некоторое преимущество, считая, что подобное расхождение только избавит христианскую Пасху от совпадения по времени с Пасхой иудейской. А их одновременное празднование строжайше запрещалось Соборными правилами.
Необходимость реформы юлианского календаря понимали и многие представители Западной Церкви. В XIV в. за исправление календаря высказывался Папа Климент VI. Недостатки календаря и неточность существующи Пасхалий были предметом обсуждения на Базельском Соборе (1437 г.), где со своим проектом выступил выдающийся философ и ученый эпохи Возрождения Николай Кузанский. В 1475 г. Папа Сикст IV начал подготовку к реформе календаря и пригласил в Рим выдающегося немецкого астронома и математика Региомонтана, но неожиданная смерть ученого вынудила Папу отложить реформу. В XVI в. вопрос о календарной реформе рассматривался на Латеранском (1512–1517) и Тридентском (1545–1563) Соборах. В 1514 г. Латеранский Собор пригласил в Рим уже известного в Европе польского астронома Николая Коперника для участия в работе календарной комиссии. Но Коперник уклонился от участия в комиссии и указал на преждевременность такой реформы, поскольку считал, что к этому времени не была установлена достаточно точно продолжительность тропического года. До Григория проект пытались осуществить папы Павел III и Пий IV, но успеха они не достигли.
К середине XVI в. вопрос о реформе календаря становится настолько актуальным, что откладывать его решение было признано нежелательным. В 1582 г. Римский Папа Григорий XIII создал специальную календарную комиссию, которой было поручено разработать проект исправленного календаря. Подготовку реформы осуществляли астрономы Христофор Клавиус и Луиджи Лилио (он же Алоизий Лилий) — преподаватель медицины в университете города Перуджи. Результаты их труда были зафиксированы в папской булле, названной по первой строке Inter gravissimas («Среди важнейших»).
Во-первых, новый календарь сразу сдвигал на 10 текущее (на момент принятия) число из-за накопившихся ошибок.
Во-вторых, в нём стало действовать новое, более точное правило о високосном годе: год високосен (то есть содержит 366 дней), если:
- а) его номер без остатка делится на 4 и не делится на 100 или
- б) его номер делится без остатка на 400.
Реформированный календарь получил название григорианский, или «нового стиля».
Ко времени реформы календаря разница между старым и новым стилями составляла 10 суток. Эта поправка осталась такой же и в XVII в., так как 1600 год был високосным как по новому стилю, так и по старому. Но в XVIII в. поправка увеличилась до 11 суток, в XIX в. — до 12 суток и, наконец, в ХХ и XXI вв. — до 13 суток.
Причина изменения величины поправки зависит от того, что в юлианском календаре 1700, 1800 и 1900 годы являются високосными, т.е. в феврале содержат по 29 дней, а в григорианском не являются високосными и имеют в феврале только 28 дней. Таким образом, с течением времени юлианский и григорианский календари расходятся всё больше и больше: на 1 сутки в столетие, если предыдущее столетие не делилось на 4.
Григорианский календарь точнее отражает истинное положение вещей (даёт гораздо лучшее приближение к тропическому году), чем юлианский.
Распространение григорианского календаря
Григорианский календарь не сразу получил всеобщее распространение. В католических странах (Франция, Италия, Испания, Португалия, Польша и др.) он был введен в 1582 г. или несколько позднее. В протестантских государствах долгое время руководствовались поговоркой, что «лучше разойтись с Солнцем, чем с Папой».
В ряде стран введение григорианского календаря даже стало поводом народных волнений. Самым крупным выступлением в истории были «календарные беспорядки» в Риге в 1584–1589 гг. Они были вызваны указом польского короля Стефана Батория о введении нового календаря не только в Польше, но и в Задвинском герцогстве, находившемся в то время под польско-литовским господством.
В Англии введение нового календаря сопровождалось переносом начала нового года с 25 марта на 1 января. Таким образом, 1751 год в Англии состоял только из 282 дней.
Григорианский календарь и Православие
Ещё дольше против нового стиля выступала Православная церковь. В 1583 г. Григорий XIII направил Константинопольскому Патриарху Иеремии II посольство с предложением перейти на новый календарь. В конце 1583 года на соборе в Константинополе предложение было отвергнуто, как не соответствующие каноническим правилам празднования Пасхи.
В XIX в. делались попытки ввести григорианский календарь и в России, но всякий раз они терпели неудачу из-за противодействия Русской Православной Церкви и правительства.
В России григорианский календарь введён в 1918 году декретом Совнаркома, согласно которому в 1918 году после 31 января следовало 14 февраля. С 1923 г. большинство поместных православных церквей, за исключением Русской, Иерусалимской, Сербской и Афона, приняло похожий на григорианский новоюлианский календарь (оба календаря совпадают до 2800 года). Он также был формально введён патриархом Тихоном для употребления в Русской православной церкви 15 октября 1923 г. Однако это нововведение, хотя было принято практически всеми московскими приходами, в общем вызвало несогласие в церкви, поэтому уже 8 ноября 1923 г. патриарх Тихон распорядился «повсеместное и обязательное введение нового стиля в церковное употребление временно отложить». Таким образом, новый стиль действовал в РПЦ только 24 дня.
С начала 20-х годов ХХ в. григорианский календарь был принят и большинством Православных Церквей. Однако, отмечая неподвижные праздники по григорианскому календарю, Православные Церкви продолжают пользоваться юлианским календарем при расчетах Пасхалии, принципы которой стали несколько отличаться от Пасхалии григорианской, применяемой Западной Церковью после календарной реформы.
В 1948 г. на Московском совещании Православных церквей постановлено, что Пасха должна рассчитываться по Александрийской пасхалии (юлианскому календарю) и все переходящие праздники, а непереходящие по тому календарю на котором живёт поместная церковь. Финляндская православная церковь и Греческая православная церковь празднуют Пасху по григорианскому календарю.
В настоящее время только четыре Православных Церкви — Русская, Грузинская, Сербская и Иерусалимская — продолжают целиком придерживаться юлианского календаря.
Источники:
Другие материалы о григорианском календаре:
Дополнительно на Геноне: