Эрот (Эрос, греч. Ερως, также Амур, у римлян Купидон) — в древнегреческой мифологии: бог любви, безотлучный спутник и помощник и сын Афродиты, олицетворение любовного влечения, обеспечивающего продолжение жизни на Земле.
Сначала Эрот предстает в виде крылатого стрелка, владыки ключей эфира, нёба, моря, земли, царства мертвых и Тартара. В этот период родословная его сложна и противоречива. Он был сыном Эреба и Никты (Ночи), происшедших от Хаоса, и одним из древнейших созданий Афродиты, и самим Протогоном («перворожденным»). Постепенно, под влиянием новых олимпийских богов, Эрот приобретает новые черты и превращается то в златокрылого, золотоволосого, подобного ветру бога, то в хитроумного, но жестокосердного малыша. Получает он свое место на Олимпе, став, по одной версии, сыном Зевса, по другой, Афродиты и Ареса и т.п. Платон приводит миф, по которому Эрот является демоном Афродиты. Он сын Бедности и Богатства, зачатый в день рождения Афродиты. Он получил от родителей такие черты, как жажда обладания, стойкость, отвага, бездомность. В римской мифологии ему соответствовали Амур и Купидон.
Эрот — мировое божество, соединяющее богов в брачные пары, считался порождением Хаоса (тёмной ночи) и светлого дня или Неба и Земли. Он господствует как над внешней природой, так и над нравственным миром людей и богов, управляя их сердцем и волей. По отношению к явлениям природы он является благодетельным богом весны, оплодотворяющим землю и вызывающим к бытию новую жизнь. Его представляли красивым мальчиком, с крыльями, в более древнее время — с цветком и лирой, позднее со стрелами любви или пылающим факелом.
В Феспиях каждые четыре года устраивалось в честь Эрота празднество — Эротидии — сопровождавшиеся гимнастическими и музыкальными состязаниями. Кроме того, Эрот, как бог любви и дружбы, соединявшей юношей и мужчин, пользовался почитанием в гимнасиях, где статуи Эрота ставились рядом с изображениями Гермеса и Геракла. Спартанцы и критяне обычно перед битвой приносили Эросу жертву. Его жертвенник стоял у входа в Академию.
Взаимная любовь юности нашла себе символическое изображение в группе Эрота и Антерота (иначе Антэрот, Антерос), находившейся в элейской гимназии: рельеф с этой группой изображал Эрота и Антэрота, оспаривающими пальму победы друг у друга. У Овидия упоминаются «оба Эрота». Кормилицы Эрота хариты отправились в Дельфы к Фемиде с вопросом о его малом росте.
Эрот служил одним из любимых сюжетов для философов, поэтов и художников, являясь для них вечно живым образом как серьёзной мироуправляющей силы, так и личного сердечного чувства, порабощающего богов и людей. Ему посвящен LVIII орфический гимн. Позднейшему времени принадлежит возникновение группы Эрота и Психеи (то есть, Любви и плененной ею Души) и развившейся из этого представления известной народной сказки.
Источники информации:
См. также:
Дополнительно на Genon.ru об античной мифологии: