Сарматизм (польск. Sarmatyzm) — шляхетская идеология, доминировавшая в Речи Посполитой в XVI—XIX веках. Сарматизм возводил шляхту к древним сарматам, отделяя тем самым себя от массы простолюдинов (славян и литовцев).
Сарматизм предопределил многие особенности культуры знати Речи Посполитой и её отличие от западноевропейской аристократии: условно «восточный» стиль парадной одежды (жупан, контуш, слуцкий пояс, сабля), особые манеры и так далее. Более поздним проявлением сарматизма в одежде стала конфедератка, заимствованная от улан.
Использование термина
О сарматизме впервые завёл речь польский историк Ян Длугош (1415—1480). В эпоху Возрождения вместе с интересом к античности распространилось самоотождествление формирующихся наций с древними народами, упоминаемыми в трудах античных классиков. Согласно "Географии" Птолемея Восточная Европа к востоку от Германии (между Вислой и Волгой) называлась Сарматией (польск. Sarmacja). Сарматским морем называлось Балтийское море, а Сарматскими горами — Карпаты. Если обитавшие там ранее скифы славились своей дикостью и пьянством, то сарматы считались прародителями европейского рыцарства. Шляхтичи считали своими предками сарматов — народ кочевой и вольнолюбивый.
«Древними же писателями и историками [эта страна] называется Европейской Сарматией, и как русские, так и поляки именуются сараматами (Длугош Ян)».
Шляхетская культура
Политический идеал сарматизма — консервативная и аристократическая шляхетская республика. Демократизм распространялся только на "избранных", на шляхту, тогда как простое, славянское население воспринималось как холопы и быдло (pl: Bydlo).
Аристократизм. Шляхта была открытым сословием воюющих господ, противопоставлявших себя простолюдинам. Истинный шляхтич готов был умереть с голоду, но не опозорить себя физическим трудом. Представители шляхты отличались так называемым «гонором» (честью и чувством собственного достоинства, от лат. honor «честь») и храбростью.
Республиканство. В среде шляхты сохранялось представление о всеобщем равенстве внутри сословия («паны-браты»), причём даже король воспринимался как равный. Этот период вошёл в историю как «золотая вольность». Шляхту отличало уважение к чужому мнению, выраженное в том, что каждый из заседающих обладал правом вето, то есть решения должны были приниматься при всеобщем согласии. В дальнейшем этот момент повлиял на идеал польского бунтаря-повстанца. Шляхта оставляла себе право на мятеж (рокош).
Патриотизм. Сарматисты себя противопоставляли как раболепной деспотичной Азии, так и буржуазной Европе. Категория «Отечество» — центральная в идеологии сарматизма.
Этический идеал
Сармату приличествует быть рыцарем и воином, хорошим сельским хозяином-магнатом (с некоторыми неостоическими чертами), человеком с образованием и с интересом к миру. Основными занятиями блюстителей «сарматских традиций» были война, охота, полонез. Протестантская трудовая этика была чужда сарматскому идеалу. Развит был также галантный обычай целования женской руки, поскольку статус женщины был высок, что указывало на миф о сарматских амазонках.
Сарматский католицизм
В эпоху господства сарматского мифа в Польше продолжал сохраняться и даже усилился на почве Контрреформации католицизм. Однако вселенская религия преломлялась в сарматском обличье. Соборы апостолов напоминали шляхетские сеймы, идеалом набожного католика становился богатырь-сармат. Католицизм в основном сводился к этнической идентификации. Тем не менее, в эпоху господства сарматского умонастроения в Польше царила относительная религиозная свобода, которая была закреплена Варшавской конфедерацией и Сандомирским договором.
Сарматизм в искусстве
Идеология сарматизма отразилась в искусстве: соответствующий стиль изображения шляхтича получил название сарматский портрет. Для сарматской архитектуры характерны нарочито упрощённые, примитивные формы, ассоциирующиеся с памятниками средневековой старины.
Сарматизм был воспет многими писателями: степные мотивы фигурируют в произведениях Вацлава Потоцкого, Яна Кшиштофа Пасека, Андрея Збылитовского и Иеронима Морштина. В XIX веке сарматическая культура нашла отражение в исторической трилогии Генрика Сенкевича «Огнём и мечом» (1884), «Потоп» и «Пан Володыёвский».
Влияния
В дальнейшем сарматизм повлиял на польский мессианизм. В современной Польше слово «сарматский» (sarmacki) является формой иронической самоидентификации, иногда чтобы подчеркнуть уникальность польского характера.
В XVII веке идеями сарматизма прониклась и украинская казачья верхушка — гетман Юрий Хмельницкий в Немирове именовал себя сарматским князем.
Отголоски сарматизма присутствуют в историософии Михаила Ломоносова, который в противовес норманской теории возводил древних русов к роксаланам. На основе этой гипотезы родился миф о Русколани (докиевской "южной" Руси), изложенный в Велесовой книге.
На постсоветском пространстве появилось неоконсервативное полонофильское движение неосарматизм, которое противопоставляет себя как массовой культуре, так и евразийству.
Источники информации:
ru.wikipedia.org — сарматизм — Википедия;
zapadrus.su — сарматизм — ментальная основа шляхетской республики Речи Посполитой;
diletant.ru — сарматизм как социокультурный феномен Речи Посполитой.