Старый Новый год — праздник, который возник в результате смены летоисчисления, отмечаемый в ночь с 13 на 14 января в тех государствах, где православная церковь продолжает пользоваться юлианским календарем.
Юлианский и григорианский календари
Само название этого праздника указывает на его связь со старым стилем календаря, по которому Россия жила до 1918 года, и перешла на новый стиль указом В.И. Ленина. Так называемый старый стиль — это календарь, введенный в действие еще римским императором Юлием Цезарем (юлианский календарь). Новый стиль — это реформа юлианского календаря, предпринятая по инициативе Папы Римского Григория XIII (григорианский, или новый стиль). Юлианский календарь с точки зрения астрономии был не точным и допускал ошибку, которая с годами накапливалась, что в результате выливалось в серьезные отклонения календаря от истинного движения Солнца. Поэтому григорианская реформа в какой-то степени была необходима. Разница между старым и новым стилем в XX веке составляла уже плюс 13 дней.
Соответственно, день, бывший по старому стилю 1 января, в новом календаре стал 14 января. И современная ночь с 13 на 14 января в дореволюционные времена была новогодней ночью. Таким образом, отмечая Старый Новый год, мы как бы приобщаемся к истории и совершаем дань времени.
Бунт или сохранение традиций
Исследователь киевской старины Анатолий Макаров отмечает: «После революции и установления нового календаря со святками начали происходить непонятные вещи. Горожане упорно праздновали зиму по старинке. Новый год по новому стилю отмечали только в учреждениях. Елки ставили в домах на “настоящее Рождество”, когда по новому стилю было уже 7 января, и они стояли как бы в укор советской власти до 13 января, получившего нелепое название “Старый Новый год”».
Люди просто соблюдали дедовские традиции, не имея при этом в виду никакой политики, но внешне это выглядело как демонстрация протеста против революционных порядков. И так повторялось из года в год целое десятилетие, пока в 1928 году елку вообще не запретили как «явление буржуазное», а потому «контрреволюционное» и «антисоветское». И понадобилось еще почти десятилетие, чтобы елку «реабилитировали».
Поскольку 14 января 1919 года по новому стилю соответствовало 1 января по старому, в этот день продолжали традиционно отмечать Святого Василия. С тех пор на этот же день выпадает и Старый Новый год.
Васильев день
Со Старым Новым годом связано много обычаев и традиций. В древнерусском календаре этот день был посвящен Василию Великому и назывался Васильев день. Этот день считался очень важным с точки зрения его влияния на весь последующий год. Крестьяне на Васильев день отмечали древний праздник «авсень», или «овсень» — земледельческий праздник, связанный с обрядом обсевания, задабривания будущего урожая. Так, к примеру, в Тульской губернии дети по дому рассыпали зерна ярового хлеба, приговаривая: «Уроди, Боже, всякого жита по закрому, что по закрому да по великому, а и стало бы жита на весь свет крещеный». Хозяйка дома собирала зерна с пола и хранила их до посева.
На Украине этот же обряд совершался с песнями и плясками. Особе место занимал обряд варения каши. Совершался он в ночь с 13 на 14 января по новому стилю. Старшая женщина в доме ровно в 2 часа ночи приносила из амбара крупу, а старший из мужчин — воду из реки или колодца. Крупа и вода стояли на столе до тех пор, пока не истопится печь, и до них никто не дотрагивался, чтобы не отпугнуть судьбу. Далее вся семья садилась за стол, и старшая женщина, размешивая кашу, причитала: «Сеяли, ростили гречу все лето; уродилась каша греча и крупна и румяна; звали — позывали нашу гречу во Царьград побывать, на княжеский пир пировать; поехала греча во Царьград побывать со князьями, со боярами, с честным овсом, с золотым ячменем; ждали гречу, дожидали у каменных врат; встречали гречу князья и бояре, сажали гречу за дубовый стол пир пировать, и приехала наша греча к нам гостевать». После данного все вставали из-за стола, а хозяйка с поклоном ставила кашу в печь. Когда каша поспевала, осматривали — полон ли горшок. Если каша выползала из него — это предвещало беду всему дому. От треснувшего горшка тоже хорошего ждать не приходилось. После снятия пенки осматривали саму кашу — если она была наваристой, значит, будет и счастье, и урожай. Хорошую кашу съедали на завтрак, плохую же выбрасывали в реку.
Особый обряд был связан с «хождением по домам». Обязательным угощением для гостей в эту ночь являлись пироги, вареные свиные ноги и вообще все изделия из свинины, потому что Василий знаменит на Руси как свинятник, т.е. покровитель свиной пищи. Недаром говорили: «Свинку да боровка для Васильева вечерка», «На Василия Великого — свиную голову на стол!».
Любят ли граждане России Старый Новый год? На этот вопрос социологические опросы ВЦИОМа отвечают: любят! Так, в 2004 году Старый Новый год отмечали 63 процента граждан РФ, в 2003 году — 62 процента, в 2000 году — 57 процентов и в 1998 году — 50 процентов.
Традиция встречать Старый Новый год сохранилась и в Сербии и Черногории, так как Сербская православная церковь продолжает жить по юлианскому календарю. Сербы называют этот праздник Сербский Новый год. Старый Новый год по юлианскому календарю (старый день святого Сильвестра) выделяют также в некоторых немецкоязычных кантонах Швейцарии.
Источники:
Дополнительно в базе данных Генона: