Популярные ответы
Похожие ответы
Развитие ребенка до года
В статье изложены универсальные показатели развития ребенка в первый год жизни, которые могут расходиться с индивидуальными, поскольку степень физического и психического становления младенца зависит как от его генетических особенностей, так и от сложного комплекса социальных условий, в которых он находится. Не столь важно, когда именно малыш начинает выполнять те или иные действия, важнее последовательность прогресса в освоении основных этапов развития.
Первый месяц
- У ребенка развито несколько основных рефлексов:
- «подошвенный»: если провести пальцем по стопе, ребенок отдернет ножку;
- «сосательный»: если провести пальцем по губам крохи, он тут же сложит губки трубочкой и начнет делать cосательные движения;
- «хватательный»: если вложить палец в ручку ребенка, он крепко сожмет его.
- Кроха удерживает в поле зрения неподвижный предмет. Может сосредоточить на нем взгляд.
- Фиксирует взгляд на склоненном над ним человеческом лице.
- Лежа на животике, пытается поднять и удержать голову.
- Реагирует на звон колокольчика, погремушку, например, вздрагивая, начинет плакать, прислушиваться;
- К концу 1 месяца к мимике присоединяется «речь»: малыши, с которыми много разговаривают, гулят в ответ.
- Внезапно вздрагивает (это называют рефлекс Моро) при громком звуке.
- Кулачки крепко сжаты.
- Если разжать пальцы, ребенок может схватить погремушку, но тут же ее бросить.
Второй месяц
- Малыш может улыбаться в ответ на улыбку.
- Провожает взглядом предмет (прямо перед ним).
- Издаёт звуки (агукает).
- Лежа на животе, поднимает голову на 45°.
- Поворачивает головку к источнику звука, ищет его глазами.
- Малыш провожает взглядом взрослого, отходящего от кроватки и встречает его, ища источник звука, если взрослый, подходя, разговаривает.
- Демонстрирует в ответ на общение «комплекс оживления».
- Успокаивается, когда его берут на руки или когда он слышит или видит человека.
- Пальчики практически всегда сжаты в кулачок, а когда какой-нибудь «случайно» отгибается и попадает в ротик, младенец сосредоточенно его сосет.
Третий месяц
- Малыш смеется, капризничает и хнычет, протестующе кричит.
- Гулит в ответ на звуки.
- Реагирует на присутствие родителей и пытается привлечь внимание.
- Попадает руками по висящим над кроваткой игрушкам.
- Захватывает игрушку и тянет ее в рот.
- Лёжа на животе может подтянуться на локтях и удерживать приподнятые плечи и голову в течение 10 секунд. Переворачивается со спины на бок.
- Упирается ножками в твердую поверхность при поддержке под мышками.
- Не только поднимает голову, но и крутит ею во все стороны.
- Находит источник звука и света.
- Ребенок обнаруживает сначала существование рук, а затем ног.
- Рефлексы исчезают, поскольку действия становятся более произвольными.
- Подтягивает свое тело, когда его берут на руки.
- Исследует свое лицо, глаза, рот при помощи рук.
Четвертый месяц
- Узнает маму и предпочитает её всем остальным.
- Улыбается в ответ на улыбку, начинает лепетать.
- Произносит первые слоги.
- Захватывает висящую игрушку одной или одновременно двумя руками и тащит ее в рот.
- Может произвольно держать игрушки, трясти и двигать ими.
- Приподнимает плечи и голову, лежа на спине.
- Лежа на животе, поднимает голову на 90°.
- Выделяет «любимые» и «нелюбимые» игрушки.
- При кормлении играет с грудью или бутылочкой, поддерживает ее.
- В этом возрасте ребенок уже может испытывать страх, разочарование, любопытство и радость.
- Громко смеется.
- Визжит от восторга.
- Твердо держит голову в вертикальном положении, поворачивает голову во все стороны, когда сидит или лежит.
- Переворачивается (в одну или обе стороны).
- Может производить плавательные движения и передвигаться в кроватке.
- Интересуется своим отражением в зеркале, улыбается ему.
- Смеется, когда его щекочут.
- Затихает, когда слышит музыку.
Пятый месяц
- Когда сидит, хорошо удерживает голову и держит ее прямо.
- Кувыркается, раскачивается и сгибается.
- Подтягивается на руках, пытаясь сесть.
- Сосет пальцы на ногах.
- Хватает, удерживает, ощупывает, тянет к себе, бросает предметы.
- Играет с погремушкой, вложенной ему в руку.
- Умеет держать бутылочку одной или двумя руками.
- С удовольствием рассматривает лица на картинках.
- Протестует и сопротивляется взрослому, который пытается отобрать у него игрушку.
- Различает знакомых и незнакомых людей.
- Произносит гласные звуки и некоторые согласные (д, б, л, м).
- Осматривается в незнакомой обстановке.
- Наклоняется, чтобы посмотреть на упавший предмет.
Шестой месяц
- Пытается ползти на животе.
- Поворачивается и наклоняется в любых направлениях.
- Перекатывается со спины на бок.
- Может манипулировать предметами и держать кружку за ручку.
- Подползает к игрушке, лежащей на расстоянии 10-20 см от вытянутой руки.
- Может сидеть сам непродолжительное время.
- Вырабатывает определенные вкусовые пристрастия.
- Любит играть с едой.
- Перекладывает предметы из одной емкости в другую.
- Агукает или перестает плакать, когда слышит музыку.
- Внимательно вслушивается в речь.
- Реагирует на свое имя.
- Издает самые разнообразные звуки.
- У него могут резко меняться настроение и эмоции.
- Долго и тщательно изучает предметы.
- Умеет произносить новые согласные (ф, в, с, з, м, н).
Седьмой месяц
- Ребенок становится более подвижным.
- Совершенствуется умение сидеть.
- Малыш уже сидит с прямой спинкой, иногда упираясь руками.
- Раскачивается вперед-назад, стоя на четвереньках.
- Привычка ползать в этом возрасте появляется или же совершенствуется, некоторые ползают задом наперёд.
- Хватание становится более координированным.
- Схватив вещь, малыш долго ее изучает руками, ногами, ртом.
- Держит в каждой руке по предмету и любит ударять ими друг об друга.
- Любит исследовать свое тело при помощи рук и рта.
- Гладит свое отражение в зеркале.
- Начинает понимать, что такое «нельзя» по интонации.
- Малыш продолжает произносить или петь слоги и звуки «да», «па», «ма», «та», «ба».
Восьмой месяц
- Ребенок ползает.
- Он любит играть сидя, но иногда «заваливается» на бочок.
- Может долго играть с различными предметами.
- Привязан к родителям, остерегается посторонних.
- Если кто-то чужой захочет взять ребенка на руки, он может испугаться и будет плакать.
- Осознанно говорит «мама» и «папа».
- Ползает с игрушкой в руке.
- Встает у опоры.
- Может не держаться, если стоит, облокачиваясь на что-либо.
- Хлопает в ладоши и машет руками.
- Гладит и целует свое отражение в зеркале.
- Все пробует на вкус.
Девятый месяц
- Хлопает в ладоши и стучит предметами.
- Играет двумя предметами одновременно.
- Может листать толстые страницы картонной книжки.
- Маленькие предметы берет пальцами, а большие двумя руками.
- Не только умеет хорошо сидеть, он сам может лечь из положения сидя и сесть из положения лежа.
- Умеет рвать и мять бумагу, мнет в ладошке глину.
- Ритмично прыгает и приседает у опоры или держась за мамины руки.
- Самостоятельно садится, сидит, ходит у опоры, ползает.
- Может разворачиваться, когда ползает.
- Сует пальчики во все дырочки.
- Может научиться защищать себя и свои игрушки.
- Показывает носик, ротик и прочие части тела у мамы, куклы, у себя в зеркале, иногда правильно попадая пальчиком в нужное место.
- Имитирует звуки животных и т.п.
- Работает «на публику». Повторяет действия, если его хвалят.
- Находит игрушку, спрятанную у него на глазах.
Десятый месяц
- Может вставать у опоры.
- Ходит, держась обеими руками за взрослого.
- Садится из положения стоя.
- Танцует под музыку: раскачивается, кружится, притопывает, подпевает.
- Может унести два мелких предмета в одной руке.
- Начинает отдавать предпочтение одной руке и стороне тела.
- Обожает играть с водой.
- Подражает жестам, выражению лица, звукам, действиям других людей.
- Боится незнакомых мест.
- Понимает и выполняет некоторые просьбы.
- Открывает ящики и исследует их содержимое.
- Любит помещать предметы друг в друга.
Одиннадцатый месяц
- Самостоятельно садится из положения лёжа на животе.
- Играет в ладушки (хлопает в ладоши).Машет рукой на прощание.
- Ходит, держась за мебель.
- Аккуратно подниматет с поверхности маленький предмет кончиками большого и указательного пальцев.
- Короткое время стоит без посторонней помощи.
- Отчетливо произносит «папа», «мама», «дай».
- Выражает свои желания другим способом, кроме плача.
- «Играет в мячик» (катит мяч обратно).
- Пьет из чашки без посторонней помощи.
- Пользуется младенческим жаргоном (лепет, который звучит так, словно ребенок разговаривает на придуманном им иностранном языке).
- Отвечает жестом на короткую команду («дай это мне» — протягивает руку).
Двенадцатый месяц
- Самостоятельно стоит.
- Самостоятельно ходит.
- Встает из положения сидя на корточках.
- Знает, как пользоваться некоторыми предметами, такими как телефон, молоток.
- Берет предмет в рот или под мышку, чтобы высвободить руку и взять что-нибудь еще.
- Собирает пирамиду, строит фигуры из кубиков.
- Проявляет привязанность к родителям, к тому, кто о нем заботится, к любимым игрушкам.
- Начинает капризничать.
- Резко реагирует на уход родителей, возможно, одного в особенности.
- Может отказываться от новой еды или от того, чтобы его кормили.
- Начинает проявлять чувство юмора.
- Откусывает, жует твердую пищу.
- Пользуется ложкой и чашкой.
- Понимает почти все из того, что ему говорят.
- Произносит 10-15 облегченных и имитирующих слов.
- Узнает животных на картинках.
- Ищет спрятанный предмет, даже если он не видел, где его спрятали.
- Проявляет самостоятельность.
Источники:
mamskaya.ru — календарь развития ребенка по месяцам;
rebenokdogoda.ru — календарь развития ребенка до года по месяцам.