Хостер (или хостинг-провайдер) — это организация или частное лицо, которое предоставляет услуги по размещению информации в сети Интернет, путем предоставления дискового пространства на веб-сервере, имеющем постоянное подключение к сети Интернет, а также его вычислительных мощностей. Другими словами, хостер – это компания, которая предоставляет услуги по размещению информации в сети Интернет в виде интернет-страниц.
Теоретически любой желающий может разместить свой сайт во всемирной паутине интернета самостоятельно, однако на практике это связано с некоторыми сложностями. В первую очередь это значительные финансовые вложения, связанные с приобретением сервера и программного обеспечения, а во-вторых, требуется наличие определенных знаний и навыков, необходимых для правильной настройки сервера и обеспечения его непрерывное функционирование.
Хостер же берет на себя все технические аспекты, связанные с работой, настройкой и поддержанием сервера в рабочем состоянии. Он предлагает в аренду сервер целиком или его часть вычислительных мощностей и дискового пространства (за небольшую плату) для размещения интернет-страниц и сайтов. Кроме этого хостер может предоставлять ряд дополнительных услуг, позволяющих облегчить пользователю управление, настройку и развитие своего сайта. Таким образом, любой компании или частному лицу которое желает разместить свой сайт или интернет-страницу в сети Интернет необходимы услуги хостера.
Какие услуги предоставляет хостер?
Услуги, которые предоставляет хостер или хостинг-провайдер, называют хостингом. Хостинг — это размещение и хранение интернет-страниц или сайта на сервере, постоянно подключенном к сети и предоставляющим доступ к сайту через Интернет всем пользователям. Если сравнить сайт с домом, то хостинг — является фундаментом этого дома, без которого дом нельзя построить и от надежности которого будет зависеть надежность всего строения. Хостинг может быть как платным, так и бесплатным. Бесплатный хостинг имеет множество ограничений (ограничено дисковое пространство, ограничен трафик, хостер может размещать свою рекламу на сайте пользователя, ограничения доменного имени и т.д.). Большинство хостеров предоставляет своим клиентам следующие виды основных услуг:
- виртуальный хостиг — на сервере выделяется ограниченный объем дискового пространства, своего рода «папка» для размещения и хранения сайта пользователя, вместе с сайтами других пользователей, при этом вычислительные мощности сервера делятся пропорционально между всеми сайтами;
- виртуальный выделенный сервер (или VPS) — для хранения и размещения сайта на физическом сервере создается виртуальный сервер, которому выделяется определенные вычислительные мощности, таким образом, часть вычислительной мощности сервера отведена только для работы одного сайта, что положительно влияет на скорость и быстроту работы сайта;
- выделенный сервер — пользователь арендует физический сервер для размещения своего сайта или нескольких сайтов (т.е. на сервере находятся только сайты пользователя), сам осуществляет администрирование сервера и обеспечивает ему техническую поддержку;
- администрируемый сервер — пользователь арендует физический сервер но его настройку и поддержку осуществляет хостер;
- колокейшен — хостер размещает у себя сервер принадлежащий пользователю, и осуществляет его техническое обслуживание.
Кроме названных выше основных услуг хостеры оказывают ряд дополнительных услуг (причем эти услуги могут предоставляться как платно, так и быть включены в какой-либо из тарифных планов хостера):
- регистрация домена;
- регистрация электронного почтового ящика;
- выделенный IP-адрес;
- резервное копирование;
- защита от вирусов;
- поддержка баз данных;
- поддержка различных языков программирования (Java, PHP, Perl, и др.).
Виды хостеров
Хостеры — могут быть как крупными организациями с тысячами серверов и своими дата-центрами, так и небольшими компаниями с десятком серверов и офисом где-нибудь на окраине. Суть одна — это официально зарегистрированные юридические лица (ООО, ЗАО), имеющие лицензии и которые предоставляют услуги хостинга на правовой основе. У них есть офис, куда можно приехать, и где вам покажут лицензию на право предоставления услуг, есть расчетный счет в банке или касса где вам выдадут чек за оплату услуг, у них есть бухгалтерия, где можно получить счет на оплату услуг по безналичному расчету.
Реселлеры — это своего рода агенты, которые сами не оказывают услуг хостинга, а только перепродают их, предварительно купив у настоящих хостеров. Реселлерами могут быть как официально оформленные юридические лица, так и частные лица, но суть их не меняется все они — посредники, которые купили дешевле, а продают дороже, предоставляя скорее консультативные услуги клиентам. Естественно, что разбираться с техническими вопросами, будут компаниями поставщиками, что в определенной мере замедлит их решение. Такие организации, как правило, не имеют лицензии на предоставление услуг и тем более не имеют своих серверов.
Как выбрать хостера
Перед каждым человеком, принявшим решение создать свой сайт, рано или поздно встает вопрос: «Какого хостера выбрать?». Дело в том, что от принятого решения во многом будет зависеть работа вашего проекта, а кроме того правильно выбранный хостер поможет избежать множества проблем в будущем. Ведь хостинг — это всего лишь услуга, нечто-то не осязаемое и не материальное, а вот польза и качество этой услуги будет уже зависеть от того кто и как эту услугу будет оказывать, ведь именно от профессионализма мастера зависит качество и срок выполненной им работы. Таким образом, именно от хостера будет зависеть качество хостинга, а хостинг для сайта это тоже, что и фундамент для дома. Поэтому ниже рассмотрим ряд важных критериев и аспектов, на которые следует обратить внимание при выборе хостера.
Начнем с того на что обращают внимание многие клиенты и чем гордятся многие хостеры: время работы компании и количество клиентов. Такие параметры как срок работы компании на рынке и количество клиентов может дать представление о размере компании ее надежности в том плане, что она не исчезнет завтра или через месяц, но, к сожалению, редко характеризует качество предоставляемых ею услуг и уровень сервиса. Зачастую даже бывает с точностью да наоборот, чем больше компания и чем больше у нее клиентов, тем менее ценным в ее глазах становится каждый последующий клиент. Поэтому ограничиваться только этими критериями при выборе хостера не стоит.
- Спектр услуг — прежде чем приступать к выбору хостера, необходимо определить, какой именно хостинг нужен для вашего сайта, сколько сайт занимает места, сколько он будет потреблять ресурсов сервера, учитывать посещаемость сайта и прочее. После того как вид хостинга выбран стоить отсеять тех хостеров которые данную услугу не предоставляют, это позволит существенно сэкономить время. Многие хостеры предоставляют бесплатно услугу хостинга на некоторое время (от 10 до 30 дней), это является несомненным плюсом так как дает возможность на практике оценить работу хостера.
- Время бесперебойной работы (или uptime) — для любого коммерческого или профессионального сайта, имеющего постоянную аудиторию важно, чтобы он всегда был доступен для пользователей, в любое время суток, 365 дней в году. Каждый пользователь хочет, чтобы он мог зайти на сайт в любое удобное для него время, если же возникают технические неполадки и сайт не доступен, то минимум половина новых посетителей сочтет, что сайт закрыт и не вернется на него, терять посетителей из-за не профессионализма или технических проблем хостера нельзя. К сожалению, достичь 100% бесперебойной работы сервера невозможно, всегда бывают сбои с электроэнергией, аварии на линии, выход из строя оборудования и прочий форс-мажор, застраховаться или предусмотреть который просто невозможно, однако грамотный и профессиональный хостер решает возникающие проблемы в оперативном режиме и в кратчайшие сроки. Поэтому оптимальным временем бесперебойной работы будет от 99 до 99,7 % от общего времени работы сервера.
- Трафик и нагрузка на сервер — здесь в первую очередь нужно уточнить у хостера, какие ограничения налагаются на трафик и загруженность сервера при выбранном тарифном плане (или услуге) и каким образом хостер будет действовать в случае превышения этих ограничений. Одно дело если сайт будет просто отключен и совершенно другое, если хостер вышлет предупреждение на почту, или автоматически изменит тарифный план на более дорогой, или выставит счет за повышенную нагрузку, в любом случае эти моменты стоит уточнять сразу. Как бы не убеждали хостеры, что трафик — неограничен, фактически трафик зависит от ресурсов сервера. Например, если скорость передачи информации по кабелю — 100 Мб\сек, то в сутки трафик может быть не более 8440 Гб, ну а если на сервере 500 сайтов, то в среднем на каждый сайт получится по 16,8 Гб исходящего трафика в сутки. Разумеется, это всего лишь пример призванный показать, что трафик не может быть неограниченным в принципе.
- Сохранность данных — раньше сохранность данных обеспечивалась резервным копированием данных, через определенные промежутки времени (один раз в неделю). Сейчас же все большее число хостеров начинают использовать RAID-массивы, это несколько жестких дисков с повышенной передачей данных между ними, работающих как единое целое. В случае выхода из строя одного из дисков массива, работа других дисков не нарушается, что позволяет хостеру проводить замену неисправных дисков практически не заметно для своих клиентов, т.е. это не сказывается на работоспособности сайтов, размещенных на массиве. В случае если массив не используется и происходит поломка жесткого диска, то это может грозить остановкой работы сайтов, размещенных на нем более чем на сутки. Идеальным было бы, что бы хостер совмещал использование RAID-массивов с периодическим резервным копированием всех ваших данных. Это позволит в случае возникновения проблем получить у хостера копию сайта недельной или двух недельной давности в зависимости от периода резервного копирования.
- Служба технической поддержки (support) — это те саамы специалисты, к которым будут обращаться клиенты в случае возникновении проблем с хостингом. Согласитесь, очень важно получить дельный совет или адекватный ответ по проблеме, когда бы она ни возникла. При этом каждый хостер обещает, что техническая поддержка предоставит консультации круглосуточно. В этом случае лучше всего прозвонить службы поддержки выбранных хостеров, желательно в нерабочее время и задать им пару, тройку технических вопросов, в дополнение к этому можно написать письмо и проследить, как быстро будет получен ответ. Все это даст вам представления, с чем вы будете иметь дело в случае возникновения сложностей, и как быстро хостер способен их решить.
- Пропускной канал — от пропускной способности канала во многом будет зависеть, как быстро будет загружаться сайт в браузер пользователя, это тоже очень важно, так как большинство пользователей любит моментально открывающиеся сайты. Если сайт будет долго грузится, то многие посетители просто не дождутся его загрузки и перейдут на другой сайт, что негативно повлияет на посещаемость сайта. Разумеется, как и на автомобильной дороге, пропускная способность канала связи зависит от пропускной способности самого медленного участка, а этим участком является кабель, подключенный к домашнему компьютеру посетителя сайта — это минимум, (от 30 до 100 Мбит\сек). Естественно, что скорость передачи информации с сервера в тысячи раз больше и может составлять до 3 Гб\сек. Этот максимум для России пока еще не достижим, так как к серверу подсоединяют кабель с пропускной способностью в 100 Мб\сек. В общем, этого вполне достаточно для сайтов. В целом оценить скорость загрузки сайта можно довольно просто, открыв его в пиковые часы (обычно вечером с 18:00 до 22:00) и сравнивая, как быстро ли загружаются страницы по сравнению со скоростью открытия страниц в другое время.
Источники информации:
Дополнительно на Genon.ru: