Листинг (listing) — внесение в список поставщиков торговой точки, определенные ритейлером правила и требования для допуска товара к продаже в торговой точке. Термин происходит от английского слова list - список.
Процедура листинга применяется по отношению к новым товарам, которые планируются к поставке в торговые точки сетей. Выполнение условий листинга является обязательным для поставщиков товаров и марок, которые хотят поставить свои товары на полки ритейла.
Процедура листинга не применяется к высоко рейтинговым торговым маркам и товарам, гарантией попадания этого товара в лист поставщиков ритейла являются высокие маркетинговые характеристики товара: высокая оборачиваемость, доходность с единицы SKU, популярность у покупателей.
Основные требования листинга ритейлеров. В лист поставщиков попадают товары, торговые марки способные обеспеичить выполнение одного или сразу нескольких условий из списка ниже:
- Предоставление партии бесплатного продукта. Данная процедура применяется к крупными компаниям. Часто сами компании идут на предоставление бесплатных партий товара с целью быстрого создания первичной дистрибьюции;
- Маркетинговое вознаграждение. Нередко ритейлеры выставляют определенные финансовые требования для введения поставщика, товара в лист поставщиков, в ассортиментный перечень. В качестве таковых могут выступать как официальные, так и "полуофициальные" оплаты за оказание ритейлером маркетинговых услуг, например: персоналу ритейла предлагается бонус, скидка или ценный приз за попадание в лист;
- Единовременная акция торгового маркетинга, которую поставщик организует за свой счет, предосталяет по акции бонусный товар, проводит промо мероприятия, рекламную кампанию. Популярные акции "два по цене одного". Акции стимулируют продажи товара-новинки, поставленного по рузультатам листинга;
- Постоянно действующая программа лояльности среди торгового персонала ритейла. Программа предполагает стимулирование бонусом, подарками персонала торговой точки за поддержание ассортимента, выкладку и т.п.
- Предоставление имиджевого торгового оборудования для ряда товарных категорий. Процедура листинга, в данном случае, предполагает обязательную поставку брендинговых холодильников, промо-прилавков, стилажей и т.п.;
- Обязательства поставщика по выплате ретро-бонуса (рибейта).
Часто товары, торговые марки, которые не выполнили все необходимые листинговые требованияили всвязи с низкими маркетинговыми показателями, исключаются из листинга торговой точки. Вместо них в лист поставщиков может попасть конкурентная марка, товар. Иногда такая марка, товар вводятся в ассортимент торговой точки без обычной "сложной" процедуры листинга. По ряду товаров, товарных групп процедура смены листа товаров, поставщиков может происходить до 2х раз в год, обычно под начало нового сезона. В этом случае, заблаговременно, на смену выводящемуся из ассортимента торговой точки товара проводится процедура листинга нового товара.
Другие значения слова "листинг"
Листинг (ценные бумаги) — внесение акций компании в список акций, котирующихся на данной бирже, для допуска к биржевым торгам только тех акций, которые прошли экспертную проверку.
Листинг — бумажная распечатка текста компьютерной программы или её части.
Источники: