28981 автор и 62 редактора ответили на 85229 вопросов,
разместив 135207 ссылок на 43426 сайтов, присоединяйтесь!

Каков план словообразовательного анализа слова?

РедактироватьВ избранноеПечать

Словообразовательный разбор (анализ) — это определение способа образования слова, т.е. выяснение, от чего и с помощью чего происходит образование конкретного слова. При словообразовательном разборе слова обычно устанавливается последовательность присоединения суффиксов и приставок к исходному слову в процессе его образования.

 

План словообразовательного разбора:


1. Поставить слово в начальную форму.
2. Указать основу слова и определить, является ли оно производным
3. Для производного слова подобрать производящее слово (см. Как отличать производное слово от производящего?).
4. Указать основу в производящем слове.
5. Указать словообразовательные приставки, суффиксы, постфиксы (если они есть).
6. Указать способ образования слова (см. Какие есть способы образования слов?).

 

Примечания:

1. Если основа непроизводная, например, лес, река, словообразовательный разбор произвести невозможно.

2. Основу разбираемой формы слова можно выделить всегда, окончание (включая нулевое окончание) выделяется только в изменяемых частях речи. См. перечень неизменяемых слов.

3. Чтобы определить, является ли слово производным, надо обратить внимание на состав его основы в начальной форме.

4. Если основа начальной формы слова состоит из одного корня, то слово обычно является непроизводным. Исключения могут составить слова, которые образованы путём нулевой суффиксации или путём перехода из одной части речи в другую.

5. Если основа начальной формы слова состоит из корня и приставки, суффикса и т.д., такое слово обычно является производным. Исключения составляют некоторые бесприставочные глаголы.
6. Сложное слово всегда является производным.
7. Окончания и суффиксы могут быть нулевыми. См. Как найти нулевой суффикс в слове? В каких формах слов могут быть нулевые окончания?
8. В одном слове могут быть два и более корня, суффикса, приставки, окончания, соединительные морфемы. См. Может ли в одном слове быть два и более окончания?

 

Образец словообразовательного разбора

Зеленоватый  — слово зеленоватый в значении «слегка, несколько зеленый» образовано от прилагательного зеленый с помощью суффикса -оват-, т.е. суффиксальным способом.
Зеленоватый зеленый (суффиксальный способ).


Образцы письменного словообразовательного разбора:

канатоходец ходить (по) канату (сложение основ с одновременным прибавлением суффикса);
лесник    лесной (суффиксальный способ);
переходØ    переходить (нулевая суффиксация);
выходной (сущ.)   выходной (прил.) (день) (переход из одной части речи в другую);

конструировани[jэ] ← конструировать (суффиксальный способ);

лесозаготовка ← лес, заготовка (сложение с помощью соединительной гласной о);

наморозить ← морозить (приставочный способ);

приморский ← море (приставочно-суффиксальный);

бегØбежать (нулевая суффиксация; усечение основы бежа-).

 

Упражнения к теме «Морфемный и словообразовательный разбор»

 

Упражнение 1. Сделайте письменный словообразовательный разбор слов.

Добежать, десантник, сотрудник, бездомный, уцелеть, лесовоз, охотничий, бездорожье, сверхмощный, кто-то, нуж­даться, водонепроницаемый, долгоиграющий, столовая, перелет, издалека, быстро (идти), по-новому, книголюб, землепашец, видоизменить, просмотр, ООН, старпом, красноречие.

 

Упражнение 2. Сделайте письменный морфемный и словообразовательный разбор следующих слов.

Давление, докрасна, утомленный, гостиная, гордость, скоропортящийся, приземление, выступ.

 

Упражнение 3. Запишите несколько примеров слов, образованных:

а) приставочным способом;

б) суффиксальным способом;

в) приставочно-суффиксальным способом;

г) способом сложения.

 

Упражнение 4. Прочитайте текст и выполните задания.

Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы  звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно , почерпая, с одной стороны, высокие слова из языка церковно-библейского , а с другой стороны, выбирая на выбор меткие названья из бесчисленных  своих наречий, рассыпанных по нашим провинциям, имея возможность таким образом в одной и той же речи восходить до высоты, не доступной никакому другому языку, и опускаться до простоты, ощутительной осязанью непонятливейшего человека, — язык, который сам по себе уже поэт. (Н.В. Гоголь)

 

1. Из выделенного предложения выпишите:

а) слова, не имеющие окончания;

б) слова с нулевым окончанием;

в) слова с формально выраженным окончанием.

2. Найдите в тексте родственные слова. Сгруппируйте их в соответствии со значением корня.
3. Найдите слова, которые образованы суффиксальным, приставочным и приставочно-суффиксальным способами словообразования. Укажите, от каких слов они образованы.
4. Сделайте морфемный и словообразовательный разбор указанных слов.

 

Дополнительно:

Источники:

Дополнительно на Геноне:

Последнее редактирование ответа: 16.02.2012

  • Оставить отзыв

    Оставить отзыв

РедактироватьВ избранноеПечать

Похожие вопросы

«Каков план словообразовательного анализа слова»

В других поисковых системах:

GoogleЯndexRamblerВикипедия

В соответствии с пользовательским соглашением администрация не несет ответственности за содержание материалов, которые размещают пользователи. Для урегулирования спорных вопросов и претензий Вы можете связаться с администрацией сайта genon.ru. Размещенные на сайте материалы могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет, согласно Федерального закона №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Обращение к пользователям 18+.