28982 автора и 62 редактора ответили на 85243 вопроса,
разместив 135214 ссылок на 43429 сайтов, присоединяйтесь!

Как определить способ образования сложного слова?

РедактироватьВ избранноеПечать

Образование новых слов путем сложения, сращения и перехода из одной части речи в другую

 

Примечание. В данном ответе нулевое окончание обозначено знаком «Ο» за неимением технической возможности обозначить его, как принято в лингвистике, знаком квадрата: стол Ο, добр Ο, читал Ο.


1. Сложение — способ образования новых слов путём сложения двух (или нескольких) слов, основ производящих слов с соединительной гласной или без неё. В результате сложения всегда образуется сложное слово, то есть слово с несколькими корнями.

 

В зависимости от того, насколько полно производящие слова и основы входят в состав производного слова, выделяются следующие разновидности сложения:

  • сложение слов: диван-кровать ← диван Ο, кровать Ο ; платье-костюм ← платье, костюм Ο ; школа-интернат ← школа, интернат Ο ; ракета-носитель ← ракета, носитель Ο. При сложении слов образуются составные слова, которые пишутся через дефис. При склонении каждая из частей сложного слова склоняется самостоятельно: на диване-кровати, в школе-интернате;
  • сложение основ с помощью соединительной гласной: лесостепьлес-о-степьΟ ← лесΟ, степьΟ; каменотёскамен-о-тёсΟ ← каменьΟ, тес-а-ть (с усечением глагольного суффикса -а-); серо-синийсер-о-син-ийсер-ый, син-ий; научно-исследовательскийнаучн-о-исследовательск-ийнаучн-ый, исследовательск-ий; грязеводолечебницагряз-е-вод-о-лечебниц-агрязьΟ, вод-а, лечебниц-а; треногатр-е-ног-атр-и, ног-а;
  • сложение основ без соединительной гласной: ЛенинградЛенинградΟ ← ЛенинΟ, градΟ; царь-колоколцарь-колоколΟ ← царьΟ, колоколΟ;
  • сложение начальной части слова (основы) с целым словом, то есть образование сложносокращённых слов: комротыкомандир роты; стенгазетастенная газета; медсестрамедицинская сестра; полдняполовина дня; пол-огурцаполовина огурца;
  • сложение сокращённых основ (до слогов, букв, звуков), то есть образование сложносокращённых слов: облонообластной отдел народного образования; МинфинМинистерство финансов; ОННОрганизация Объединённых Наций; вузвысшее учебное заведение.

Образование сложносокращённых слов называют также аббревиацией, а сами сложносокращённые слова называют аббревиатурами. В ряде пособий аббревиацию, то есть образование сложносокращённых слов, выделяют в самостоятельный тип словообразования.

Примечание. Не всякое сложное слово образовано путём сложения. Дело в том, что от сложных слов с помощью различных морфем (прежде всего — суффиксов) может быть образовано новое производное слово. Например:

 

водопровод-чикΟ ← водопроводΟ (суффиксальный способ);  

разноголос-иц-аразноголос-ый (суффиксальный способ). См. подробнее п.2 и примечания 1—3.

 

2. Сложно-суффиксальный способ и сложно-приставочный способ — это смешанные способы словообразования, при которых новое слово образуется путём сложения основ с одновременным присоединением суффикса или приставки.

 

Сложно-суффиксальным способом могут образовываться существительные, прилагательные, наречия и глаголы. Например:

 

мор-е-плава-тельΟ ← мор-е, плава-тьсложение основ мор-, плава- и суффиксация: -тель — словообразовательный суффикс;

 

хлеб-о-убороч-н-ыйхлебΟ, уборк-асложение основ хлеб-, уборк-/убороч- (беглость гласных, чередование к/ч в производящей и производной основах) и суффиксация: -н- — словообразовательный суффикс;

 

мимоход-оммимо, ход-и-тьсложение основ мимо-, ходи-/ход- (с усечением глагольного суффикса -и-) и суффиксация: -ом — словообразовательный суффикс.

 

Пример сложно-приставочного способа:

 

у-мир-о-твори-ть ← мирΟ, твори-ть — сложение основ мир-, твори- и приставочный способ: у- — словообразовательная приставка.

 

Примечание 1. Для того чтобы не ошибиться в определении способа образования сложных слов, содержащих суффиксы,

  • необходимо выяснить, когда, на каком этапе образования в слове появился суффикс. Ср., например, слова пароходный и быстроходный:

пароходный — образовано от пароход (суффиксальный способ);

 

быстроходный — об­разовано от слов быстро ходить + -н- (сложение с суффиксацией);

  •  необходимо использовать приём перифраза — дать определение производного слова через производящее, мотивирующее, например:

водопровод («система сооружений, в которой по трубам воду проводят к месту потребления»), вод-о-проводΟ ← вод-а, провод-и-тьсложение основ с соединительной гласной -о- (с усечением суффикса -и- в глагольной основе проводи-);

 

водопроводчик («тот, кто обслуживает, ремонтирует водопровод»), водопровод-чикΟ ← водопроводΟ — -чик — словообразовательный суффикс, суффиксальный способ.


Примечание 2. При образовании нового слова сложно-суффиксальным способом словообразовательный суффикс может быть как материально выраженным, так и нулевым:

 

гладкошёрстныйгладк-о-шёрст-н-ыйгладк-ий, шерстьΟ; -н- — словообразовательный суффикс (сложение основ с соединительной гласной -о- и суффиксальный способ — сложение с суффиксацией);

 

гладкокожийгладк-о-кож-Ø-ийгладк-ий, кож-а; нулевой суффикс (сложение основ с соединительной гласной -о- и нулевая суффиксация — сложение с нулевой суффиксацией).

 

Примечание 3. При сложении с нулевой суффиксацией вторая часть слова не может употребляться как самостоятельное слово. Например,  

 

гладкокожий — нет слова «кожий», значит, способ образования — сложение с нулевой суффиксацией;

круглолицый — нет слова «лицый», значит, способ образования — сложение с нулевой суффиксацией.

 

3. Сращение (слияние), в отличие от морфологического способа сложения, образуется путём слияния воедино целого словосочетания, то есть слияние слов без каких-либо изменений в их морфемном составе и без участия соединительных гласных, в той форме, в какой они существуют в исходном словосочетании. При определении слова, образованного путём сращения, слово и определение слова полностью совпадают: умалишённый («ума лишённый»); вышеуказанный («выше указанный»). Например:

 

умалишённый — слово образовано в результате слияния сочетания причастия лишённый и зависимого от него существительного ум в форме родительного падежа — ума: лишённый (чего?) ума человек, ума лишённый человек;

 

сумасшедший — слово образовано в результате слияния причастия сшедший и зависимого от него существительного ум в форме родительного падежа с предлогом сс ума: сшедший (откуда?) с ума человек, с ума сшедший человек;

 

долгоиграющий — слово образовано в результате слияния причастия играющий и зависимого от него наречия долго: пластинка, играющая (сколько? как долго?) долго, долго играющая пластинка.

 

Примечание. При анализе словообразования слов сращение и сложение очень часто путают. Надо помнить, что при перестановке компонентов слов-сращений образуются словосочета­ния из точно таких же компонентов, как и в слове: вышеуказанный — указанный выше, многообещающий — обещающий много и т. п. Слова, образованные сложением основы и слова, такому изменению не подвергаются: нефтедобыча, сухофрукты, лесозаготовка, засухоустойчивый, металлорежущий и др.

 

4. Образование нового слова путём перехода из одной части речи в другую в современном русском языке типично для имён существительных, которые образуются из прилагательных или причастий без каких-либо изменений в морфемной структуре: учительская, учащийся, мороженое.

  • В лингвистике этот способ образования слов принято называть субстантивацией — переходом прилагательных и причастий в существительные. Причиной субстантивации становится использование бывших прилагательных и причастий без главного слова (существительного): больной (прил.) мальчик уже выздоравливаетбольной (сущ.) уже выздоравливает; зайдите в учительскую (прил.) комнатузайдите в учительскую (сущ.).
  • Субстантивированное прилагательное или причастие, то есть существительное, образованное путём перехода из одной части речи в другую, как и другие существительные, может иметь при себе согласованные определения: мороженое (прил.) мясовкусное мороженое (сущ.); трудящиеся (прич.) массывсе трудящиеся (сущ.); столовая (прил.) комнатасветлая столовая (сущ.).
  • При переходе из одной части речи в другую образовавшееся существительное сохраняет окончания прилагательного или причастия, то есть продолжает изменяться как прилагательное или причастие: мороженое мясо мороженое, нет мороженого мяса нет мороженого, с мороженым мясом с мороженым.
  • Однако в ряде случаев субстантивированное прилагательное или причастие утрачивает способность прилагательных и причастий изменяться по родам или числам. Например, существительное больной в значении «больной человек» не имеет формы среднего рода (больной, больная, больные); существительные столовая, гостиная, горничная, учительская имеют только форму женского рода; существительное мороженое имеет только форму среднего рода единственного числа; существительное сумчатые употребляется только во множественном числе.

Примечание 1. Не следует путать переход из одной части речи в другую с нулевой суффиксацией.

 

При нулевой суффиксации, как и при переходе из одной части речи в другую, производное слово:

  • не имеет каких-либо новых словообразовательных морфем — приставок, суффиксов: вход, выход, пропажа, синь, тишь, гладь;
  • относится к другой части речи, нежели производящее слово: рассказ ← рассказать; зелень ← зелёный.

Однако при нулевой суффиксации смена части речи приводит к смене системы словоизменения (окончания производящего слова и производного слова не совпадают): рассказ Ο , рассказ-а рассказыва-ть, рассказыва-ю.

 

Примечание 2. Не следует путать переход из одной части речи в другую с приставочным или суффиксальным способом.

 

Особенно часто это происходит тогда, когда субстантивированное прилагательное или причастие имеет приставки и словообразовательные суффиксы.

 

Например, нельзя утверждать, что существительное гостиная образовано от существительного гость. Эти слова не составляют словообразовательную пару. Они входят в словообразовательную цепочку: гость → гостиный (прил.) → гостиная (сущ.).

 

Таким образом, словообразование данного субстантивированного прилагательного на письме выглядит так: гостиная (сущ.) ← гостиный (прил.) — переход из одной части речи в другую (субстантивация).

 

Упражнения к теме «Образование новых слов путем сложения, сращения и перехода из одной части речи в другую»

 

Упражнение 1. Найдите производящие слова для следующих слов. Составьте словообразовательные пары. Назовите способ словообразования.

 

Быстроходный, быстроглазый, глазомер, одноглазый, одноглазка, быстрорежущий, быстроходность, канатоходец, водоканал, водокачка, Главводхоз, военврач, военкор, военно-медицинский, военкомат, глубоководный, глубоководник, глубокомысленный, глубокомысленно, мыслебоязнь, глубокоуважаемый, дикорастущий, остроумный, остроумно, остроносый, остроносик, острозаразный, вышестоящий, высотомер, высокооплачиваемый, вуз, вузовский, вышеуказанный, малозначащий, малооблачный, малооблачность, малолюдно, каменоломня, камнетёс, кареглазый, единогласный, древнерусский, русско-английский.

 

Упражнение 2. Укажите, какими частями речи являются выделенные слова. Составьте словообразовательные пары. Назовите способы словообразования этих слов. Обоснуйте ответ.

 

1. Однажды слышит русский пленный: в горах раздался крик военный.

2. И русский в шумной глубине уже плывёт и пенит волны.

3. Казалось бы, розыски пропавшего брата должны были встретить самое горячее сочувствие с его стороны.

4. Вспомним с нами отступавших, воевавших год иль час, павших, без вести пропавших, с кем мы виделись хоть раз.

5. В этой части острова встречаются даже сумчатые кроты.

6. Сумчатые — это подкласс млекопитающих, которые донашивают детей в сумке.

7. Из корня валерианы готовят снотворные средства.

8. Без снотворного я уже третий год не засыпаю.

9. По вечерам мы встречались в шашлычной или пельменной у Сенной площади.

10. Княжна Марья большую часть дня проводила в детской, заменяя, как умея, мать маленькому племяннику.

11. Танцевать она выучилась на детских балах.

12. Белая гвардия Юденича подошла вплотную к городу.

13. Красные приняли нас хорошо и помогли добраться до Семидола. Белых мы обошли.

14. Дальше к реке, от ванных зданий, где лечатся больные, текут серные ключи.

15. Андрей Андреевич привёл её в ванную и здесь дотронулся до крана, вделанного в стену, и вдруг потекла вода.

16. На свадьбе у Ольги Ивановны были все её друзья и добрые знакомые.

17. Вот и знакомые, десятки раз исхоженные и изъезженные горы.

18. Женщины на голове кокошники золотые носили.

19. Ростов взял деньги и, машинально откладывая и равняя кучками старые и новые золотые, стал считать их.

20. Горничная сказала, что барыни нет дома.

 

Упражнение 3. Среди существительных, образованных способом перехода из одной части речи в другую (см. упражнение 2), выделите те, которые в той или иной степени утратили способность изменяться по родам и числам, как это свойственно исходным прилагательным и причастиям.

 

См. также:

Дополнительно о способах словообразования:

Источники:

Дополнительно на Геноне:

Последнее редактирование ответа: 18.02.2012

  • Оставить отзыв

    Оставить отзыв

РедактироватьВ избранноеПечать

«Как определить способ образования сложного слова»

В других поисковых системах:

GoogleЯndexRamblerВикипедия

В соответствии с пользовательским соглашением администрация не несет ответственности за содержание материалов, которые размещают пользователи. Для урегулирования спорных вопросов и претензий Вы можете связаться с администрацией сайта genon.ru. Размещенные на сайте материалы могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет, согласно Федерального закона №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Обращение к пользователям 18+.