Светофильтр в оптике, технике — оптическое устройство, которое служит для подавления (выделения) части спектра электромагнитного излучения.
Основные типы светофильтров и особенности их применения
Светофильтры входят в число самых востребованных фотоаксессуаров. 150 лет назад, когда пленка не была одинаково чувствительна к разным зонам спектра, цветные светофильтры использовали для выравнивания чувствительности черно-белой пленки, что, соответственно, обеспечивало правильную передачу тонов изображения. Сегодня все выпускающиеся на рынок пленки панхроматичны (то есть, одинаково чувствительны ко всем цветам), однако интерес к светофильтрам не только не снижается, но даже возрастает. Светофильтры используются для защиты передней линзы объектива от грязи и отпечатков пальцев, коррекции цветового баланса освещения, поляризации попадающего в объектив света, смягчения рисунка изображения, создания необычных эффектов, а также для многих других целей.
Светофильтры общего назначения: ультрафиолетовые, защитные, «скайлайт», поляризационные, нейтрально-серые.
Светофильтры общего назначения не вносят в изображение каких-либо серьезных искажений. В группу светофильтров общего назначения обычно включаются ультрафиолетовые и защитные фильтры, а также светофильтры «скайлайт». Подобные фильтры часто используются для защиты переднего элемента объектива, так как протереть поверхность фильтра гораздо проще, чем линзу, а замена фильтра не потребует значительных материальных затрат. Кроме того, светофильтрами общего назначения являются поляризационные и нейтрально-серые фильтры.
Ультрафиолетовые светофильтры широко распространены и используются как в цифровой, так и в традиционной пленочной фотографии. Защищая фотоматериал или светочувствительный датчик от возможного при съемке в горах или на взморье избыточного ультрафиолетового излучения, подобный светофильтр слегка корректирует спектральный состав пропускаемых лучей, устраняя избыточный синий оттенок и несколько повышая контраст. При съемке в других условиях светофильтр не оказывает на изображение никакого влияния. Ультрафиолетовый фильтр можно использовать в качестве защитного при ежедневной съемке, поскольку он эффективно предохраняет переднюю линзу объектива от случайных брызг, пыли и отпечатков пальцев.
Защитный светофильтр представляет собой абсолютно прозрачное оптическое стекло с многослойным просветлением, которое никак не изменяет спектральные характеристики проходящего сквозь него света. Как явствует из названия, назначение этого светофильтра — защита линзы объектива от нежелательных внешних воздействий.
Светофильтры «скайлайт» имеют слабый розовый оттенок, который делает изображение несколько «теплее». Этот фильтр обычно рекомендуется использовать для съемки в пасмурную, дождливую погоду, или в других случаях, когда в спектральной картине сюжета господствуют холодные тона (тень от деревьев или зданий, изобилие зеленых растений).
Поляризационные светофильтры используются для устранения бликов от неметаллических поверхностей, таких как вода и стекло, а также для избирательного увеличения насыщенности отдельных частей фотографии, например неба. При этом, увеличивая насыщенность и повышая контраст неба, фильтр не оказывает заметного влияния на другие участки кадра. Применение этого светофильтра гарантирует, что яркое, синее небо не превратится на ваших снимках в невыразительную, белесую часть кадра, а гладь реки или озера сохранит живое движение воды. Кроме того, устраняя отражения, фильтр значительно упрощает съемку через стекло, что по достоинству оценит любой фотограф, работающий в городе.
Основное назначение нейтрально-серых светофильтров — уменьшение чувствительности фотоматериала или светочувствительного датчика. Эти светофильтры выполняются из прокрашенного в массе стекла, которое, не изменяя спектрального состава света, пропускает через светофильтр строго определенное его количество. Такие светофильтры необходимы для увеличения экспозиционных параметров (выдержка и диафрагма), так как при ярком свете сильно закрытая диафрагма иногда не позволяет размыть фон, а короткая выдержка препятствует эффектному отображению движения.
Конверсионные светофильтры актуальны в большей степени для пленочных камер, которым, чтобы гарантировать правильный спектральный состав достигающих пленки лучей, необходимы насадки на объектив. В цифровой съемке подобные фильтры менее актуальны благодаря возможности настроить баланс белого и обработать снимок программным способом, хотя в некоторых случаях фильтр тонкой коррекции не повредит и цифровому изображению.
Конверсионные светофильтры корректируют спектральный состав лучей проходящего через них света, что выражается в изменении цветовой температуры, измеряемой в градусах по Кельвину. Так, например, большая часть пленок предназначена для работы при дневном свете (5500° К), при этом средняя цветовая температура лампы накаливания составляет около 2700° К, а в пасмурную погоду цветовая температура может достигать 8000-9000° K. Проанализировав полученные сведения нетрудно понять, что «дневные» пленки сбалансированы под условный белый, уменьшение цветовой температуры стремится к желтому, а увеличение — к голубому цветам. Индексы A, B или C в названии светофильтра обозначают степень интенсивности его воздействия: А — самая слабая, В — средняя, С — наиболее сильная.
Светофильтры 81A, 81B, 81C применяются для незначительного уменьшения цветовой температуры — они устраняют голубой оттенок на фотографиях, добавляя теплые тона при съемке в тени или пасмурную погоду. Светофильтр 81А может быть использован при съемке на цветную пленку типа «В» (3200° K) с фотолампами (3400° K).
85А, 85B и 85C необходимы при фотосъемке на пленку, сбалансированную для искусственного освещения, при дневном свете. Светофильтр 85А уменьшает цветовую температуру с 5500° К до 3400° К, 85В уменьшает цветовую температуру с 5500° К до 3200° К, 85С уменьшает цветовую температуру с 5500оК до 3800оК. Результат применения светофильтра аналогичен съемке при дневном освещении на фотопленку, сбалансированную для 5500° К.
Конверсионные светофильтры 82А, 82В, 82С используются для тонкого, незначительного увеличения цветовой температуры. Эти светофильтры хорошо пропускают синие и зеленые лучи, уменьшая воздействие красных и оранжевых, поэтому эффективны при портретной съемке ранним утром или поздним вечером, а также способствуют правильной передаче тонов кожи, глаз и губ. Светофильтр 82В может быть использован при съемке на цветную пленку типа «В» (3200° К) с лампами накаливания (2900° К). Фильтры могут применяться вместе, однако не следует смешивать 81 и 82 серии, т.к. они аннулируют воздействие друг друга.
Светофильтры 80A, 80B, 80C будут полезны при съемке на фотопленку, сбалансированную для дневного света, при искусственном освещении. Светофильтр 80А увеличивает цветовую температуру с 3200° К до 5500° К, светофильтр 80В увеличивает цветовую температуру с 3400° К до 5500° К, светофильтр 80С увеличивает цветовую температуру с 3800° К до 5500° К. Светофильтры данной серии наиболее широко распространены в фотографической практике, поскольку они повышают цветовую температуру ламп накаливания и галогенных ламп до 5500°, что подходит для работы с пленкой, сбалансированной для дневного света.
Фильтры FL-DAY и FL-W корректируют избыток зеленого тона, поэтому пригодятся при съемке на сбалансированную для дневного света (5500° К) при освещении флуоресцентными лампами. Фильтр FL-DAY используется для съемки с флуоресцентными лампами дневного света. Фильтр FL-W — для съемки с белыми флуоресцентными лампами.
Эффектные насадки
Помимо фильтров основных групп, производители предлагают и эффектные насадки, которые характерно искажают изображение, что позволяет добиться весьма своеобразных визуальных эффектов. Впрочем, аналогичные результаты можно получить и при обработке снимка не компьютере, а, кроме того, подобные эффекты приемлемы не для всех жанров и случаев съемки. С помощью таких насадок можно «смягчать» изображение, «рисовать» звездочки и лучи, окрашивать картинку в совершенно неожиданные цвета.
Источники: