Алмаках (Илумкух, Илмуках) — в йеменской мифологии: божество, почитавшееся в государстве Саба; бог Луны, бог-предок, покровитель и владыка страны. Возможно, ипостась бога Илу; слово «Алмаках» («могучий бог»), вероятно, являлось первоначально прозвищем, заменявшим запретное имя бога.
До объединения в конце 2-го тыс. до н.э. племенных союзов Саба и Файшан и возникновения сабейского государства Алмаках был богом-покровителем союза Файшан. В сабейском пантеоне Алмаках занимал второе место, вслед за Астаром. Сабейское государство обозначалось «Алмаках и Саба», его территория называлась «владением Алмакаа» (или «владением Астара и Алмакаха»), а сабейцы — «детьми Алмакаха». В захваченных городах в знак их подчинения сабейцы строили храмы Алмакаха. Будучи владыкой и покровителем Сабы и «отцом» сабейского народа, Алмаках считался также божеством дождя и орошения, земледелия и виноградарства и, возможно, богом войны. Его священные животные — горный баран и бык, символы — дубинка-бумеранг, молния и серп луны.
Алмаках имел различные ипостаси — «владыка Аввама», по названию местности возле города Мариб в Йемене, где находился храм Алмакаха Аввам (Ава; VIII век до н.э.) — овальный в плане, обнесённый стеной из больших блоков известняка. Храм имел предвратное сооружение (V век до н.э.) с окруженным галереей двором. С юго-востока к храму примыкал мавзолей. В семитской мифологии богиня Солнца была женой бога Луны, а звезды считались их дочерями.
Другие наименование Алмакаха — «владетель (храма) Харрана» (в городе Амран), «владыка каменных баранов» в городе Сирвах, где храм был украшен фризами с изображениями баранов. Почитание ипостаси «владыка Аввама» приобрело наибольшее значение: в Аввам совершали паломничества, приносили посвящения и вносили налоги из всех областей сабейского государства. Алмакаха в этой ипостаси почитали и в других местах. Так, в центральном Йемене, в городе Алв, существовал храм Алмакаха — «владыки Аввама в Алве».
Культ Алмакаха, первоначально получивший распространение лишь в Марибском оазисе и прилегающей области Хаулан (собственно Саба), позднее распространился по всему сабейскому государству, кое-где вытеснив культы местных богов.
Источники и дополнительная информация:
- dic.academic.ru — материал из энциклопедии «Мифы народов мира»;
- dic.academic.ru — йеменская мифология;
- orien.byethost13.com — о лунном божестве семитов;
- Лундин А.Г. К возникновению государственной организации в Южной Аравии // Палестинский сборник. № 17. М.-Л., 1967;
- Grohmann A., Ma’rib, в книге: Enzykiopaediedes Islam, Bd 3, Leiden — Lpz., 1936.