28982 автора и 62 редактора ответили на 85243 вопроса,
разместив 135214 ссылок на 43429 сайтов, присоединяйтесь!

Кто такая Ева (библейский персонаж)?

РедактироватьВ избранноеПечать

Ева (др.-евр. и араб. «Хава») — в авраамических религиях: праматерь всех людей, жена первого человека, Адама, сделанная из его ребра; мать Каина, Авеля, Сифа и других их братьев и сестёр.


Согласно Библии, Ева первая — женщина, сотворенная Господом и предназначенная быть женой Адама. Имя «Ева» связано со словом «хайим», «жизнь»; Ева получила это имя потому, что она была «матерью всех живущих» (Быт 3:20).


В Книге Бытия имеется два взаимно дополняющих рассказа о сотворении человека. Согласно первому из них, «сотворил Бог человека по образу Своему... мужчину и женщину сотворил их» (1:27). По второй, более подробной версии, «навел Господь Бог на человека крепкий сон; и когда он уснул, взял одно из ребер его... И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену» (2:21-22). Бог решил создать Еву, ибо «нехорошо быть человеку одному» (2:18).


Адам и Ева жили в саду Эдема. Они могли есть плоды от любого дерева, за исключением древа познания добра и зла, поскольку Бог объявил: «в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (2:16-17). Змей (в иудео-христианской традиции отождествляемый с Сатаной, злым началом) обещал Еве, что, вкусив запретного плода, она и Адам обретут знание, так что глаза их откроются и будут они, «как боги, знающие добро и зло». Поддавшись искушению, Ева попробовала плод «и дала также мужу своему, и он ел» (3:1-6).

 

С этого момента они осознали свою наготу, сделали себе опоясание из листьев смоковницы и спрятались от Бога (3:7-8). Дабы помешать им вкусить также и от плодов дерева жизни, Бог изгнал их из Эдема, и с тех пор они были принуждены возделывать землю, чтобы «в поте лица» добывать себе пропитание (3:23-24). Кроме того, Еву ожидало наказание, сформулированное так: «Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (3:16).


После изгнания из Эдема Ева родила двух сыновей, Каина и Авеля. Когда Каин убил Авеля, Ева вновь зачала и родила третьего сына, Сифа (4:25), а также других сыновей и дочерей (5:4).

 

Ева (Хава) в мусульманской традиции

Имя жены Адама в Коране не упоминается, она фигурирует лишь в качестве его супруги. Её имя, Хава, можно найти лишь в хадисах (преданиях о поступках и изречениях пророка Мухаммеда). В Коране ничего не говорится о потомстве Адама и Евы и сколько лет она жила.

 

Более поздние мусульманские толкователи дополнили это повествование данными древних арабских преданий, сведениями из Библии и Агады и собственным поэтическим творчеством. Из хадисов можно узнать историю сотворения Хавы, количество рожденных ею детей. Хадисы рассказывают, что Хава рожала детей 20 раз, при этом каждый раз, за исключением последнего, на свет появлялись близнецы. В последний раз она родила одного ребёнка — сына. Как можно сосчитать, за свою жизнь Хава родила 39 детей, а промежуток между родами составлял два года. Истории о Адаме и Хаве являются довольно пространными и описывают их жизнь в мельчайших деталях.

 

Образ Хавы в Коране дал почву для дальнейшего толкования статуса женщины в мире ислама. В одном из хадисов говорится: «Обращайтесь с женщинами хорошо, поскольку женщина создана из ребра, а самая изогнутая часть ребра — верхняя, поэтому, если вы попытаетесь выпрямить его, оно сломается; но если вы оставите его таким, как есть, оно так и будет изогнутым. Поэтому обращайтесь с женщинами хорошо».

 

Библейский рассказ о сотворении Адама и Евы, грехопадении и изгнании их из рая (Быт.1-5) породил обширную литературу апокрифического характера и множество толкований. Так, согласно учениию Каббалы, Ева была создана из ребра Адама после того, как он был оставлен своей первой женой Лилит (Зохар, Быт. 2:21). Агада указывает на пещеру Махпела как на место, где Ева была погребена рядом с Адамом (Эр. 53а).

 

Идеолог русского старообрядчества протопоп Аввакум (XVII в.) интерпретировал историю Адама и Евы в свете обличения пьянства:

 

«И позавиде диявол чести и славе Адамли, восхоте у Бога украсти. Вниде во змию, лучшаго зверя, и оболга Бога ко Адаму, рече: «завистлив Бог, Адаме, не хощет вас быти таковых, яко же сам. Аще вкусите от древа, от него же вам заповеда, будете яко бози». Адам же отказал, помня заповедь зиждителеву. Змия же, отклоняся от Адама, прииде ко Евве: ноги у нее были и крылье было. Хорошой зверь была, красной, докаместь не своровала. И рече Евве те же глаголы, что и Адаму. Она же, послушав змии, приступи ко древу: взем грезнь и озоба его, и Адаму даде, понеже древо красно видением и добро в снедь, смоковь красная, ягоды сладкие, слова междо собою льстивые: оне упиваются, а дьявол смеется в то время. Увы, невоздержания, увы небрежения Господни заповеди! Оттоле и доднесь творится также лесть в слабоумных человеках. Потчивают друг друга зелием нерастворенным, сиречь зеленым вином процеженным и прочими питии и сладкими брашны. А опосле и посмехают друг друга, упившагося до пьяна, — слово в слово что в раю бывает при дьяволе и при Адаме.

Бытие паки: «и вкусиста Адам и Евва от древа, от него же Бог заповеда, и обнажистася». О миленькие! одеть стало некому; ввел дьявол в беду, а сам и в сторону. Лукавой хозяин накормил и напоил, да и с двора спехнул. Пьяной валяется на улице, ограблен, а никто не помилует. Увы! Безумия и тогдашнева и нынешнева!

Паки Библея: «Адам же и Евва сшиста себе листвие смоковничное от древа», от него же вкусиста, прикрыста срамоту свою и скрыстася, под древо возлегоста. Проспалися бедные с похмелья, ано и самим себя сором: борода и ус в блевотине, а от гузна весь и до ног в говнех, со здоровных чаш голова кругом идет».

(«Списание и собрание о Божестве и о твари и како созда Бог человека»)

 

Источники информации:

  • Библия. Кн. Бытие 1—5;
  • ru.wikipedia.org — Ева, создание Евы, в иудейской и мусульманской традиции и т.д.;
  • taina.aib.ru — Ева — описание Евы, жены Адама, по Библии;
  • diclib.com — статья «Ева» в энциклопедии Кольера;
  • eleven.co.il — статья «Ева» в Электронной еврейской энциклопедии;
  • feb-web.ru — «Списание и собрание о Божестве и о твари...» в электронном научном издании «Житие протопопа Аввакума».

Дополнительно от Генон:

Последнее редактирование ответа: 22.03.2009

  • Оставить отзыв

    Оставить отзыв

РедактироватьВ избранноеПечать

«Кто такая Ева (библейский персонаж)»

В других поисковых системах:

GoogleЯndexRamblerВикипедия

В соответствии с пользовательским соглашением администрация не несет ответственности за содержание материалов, которые размещают пользователи. Для урегулирования спорных вопросов и претензий Вы можете связаться с администрацией сайта genon.ru. Размещенные на сайте материалы могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет, согласно Федерального закона №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Обращение к пользователям 18+.