Фриволите — это плетеное узелковое кружево. Его также называют челночным кружевом, поскольку плетется это кружево челноком.
Технология фриволите основана исключительно на узловязании. Нить подается с маленькой шпульки, размещенной в корпусе челнока, и перерабатывается обеими руками.
Об истории техники плетения фриволите известно немного. Скудные упоминания о нем находят искусствоведы, изучая культуру древних Китая и Египта. В средние века этот способ был известен сначала в Италии и Франции, а затем распространился по всей Европе.
На Востоке это кружево также было известно и называлось «манук», что означает «челнок». Именно на Востоке был изобретён челнок с помощью которого создавали совершенно новые образцы искусного рукоделия. Первоначально челноки были побольше и употреблялись с более грубой, чем теперь, нитью.
В 18 в., когда все виды кружев стали изготовлять из тонкой льняной нити, челноки стали меньше и изящнее. Чаще всего их изготовляли из металла, а иной раз - из фарфора или слоновой кости. Были в употреблении и челноки из панциря черепахи, отделанные металлом или перламутром. Сейчас такие челноки делаются чаще всего из кости или пластмассы. Из восточных стран кружево попало в Европу.
Появилось кружево фриволите в Европе в XVIII в., когда особенно модно было украшать одежду, даже мужскую, кружевными воротничками, манжетами, жабо, отделывать кружевом юбки, фартуки, чепцы, носить кружевные накидки, палантины, наколки.
В Италии такое кружево именуют occhi («окко»), что означает «глаз», «глазок», и действительно, основной элемент узора имеет овальную форму, напоминающую форму глаза, а итальянские гипюры, изготовленные с помощью челнока, состояли в основном из колец.
В Англии — «тетинг» (тетин от «tat» — плести кружево) — плетёное кружево.
В Германии кружево фриволите называли — «шиффхен шпитцен» (schiffchenspitze) — челночное кружево (плетение челноком)..
Происхождение французского слова frivilite (фриволите) двояко. С одной стороны: «frivole» - «пустой» можно отнести к структуре кружева - неплотное, с большими, незаполненными дырочками, с другой это же слово можно перевести как «легкомысленный», что можно отнести либо вообще к легкомысленности любой отделки, либо к характеристике дам высшего света, занимавшихся рукоделием.
Действительно, оно было очень популярно в этих кругах, т.к. не требовало большой сосредоточенности и позволяло вести пустые, легкомысленные беседы.
Так или иначе, в Россию челночное кружево пришло в XIX веке из Франции, и поэтому его называют “фриволите”.
Особенно модно челночное кружево было в XVII веке, плели его из более грубых материалов, чем другие виды кружева (даже из тонкого шнура) и использовались для отделки верхней одежды, обшивки мебельных чехлов, занавесей, портьер.
В конце XVII века кружево являлось украшением одежды высшей знати, так как основным материалом для его изготовления служила тонкая золотая или серебряная нитка.
Но уже в середине XVIII века в кружево начинает вводиться шелковая и льняная нитка, в связи с чем кружевоплетение получает всё более широкое распространение.
В российских помещичьих имениях кружевницы с интересом осваивали технику плетения западного кружева дополняя её своими находками. Неизвестные мастерицы создавали уникальные изделия, которыми пользовались женщины высшего общества. Перчатки, сумочки, накидки, зонтики — вот не полный перечень изделий, являющихся обязательной принадлежностью светской женщины. Кружевоплетению учили дома (мастерство переходило от матери к дочери), в пансионах для девиц, в институтах благородных девиц.
Умение вышивать, шить, вязать, плести являлось одной из обязанностей женщины.
После октября 1917года в России кружевоплетение было признано «барской затеей» Вологодское кружево ещё сохранилось и в деревенских домах, и в музеях, однако о фриволите забыли.
В Европе интерес к кружевоплетению оставался неизменным. Издавались книги и журналы, посвещённые фриволите.
В 1960-е годы это искусство постепенно стало возрождаться в странах Прибалтики. Эстонские мастерицы воссоздали кружево фриволите, разработали новую, более скоростную и удобную для работы технику плетения. Эта техника отличается от западноевропейской и от той, в которой работали наши бабушки, изучавшие фриволите по «Курсу женских рукоделий» (изданному в 1900 году в Санкт-Петербурге).
В 1970-е годы фриволите появилось в Москве, а вскоре и в Ленинграде.
Одной из первых в России мастериц, изучивших методику плетения, разработавших условные обозначения элементов схемы кружева фриволите, была Анна Григорьевна Вечерская. Она внесла большой вклад в развитие современной техники фриволите, её изделия отличаются мастерским исполнением и безупречным вкусом. Книги А.Г.Вечерской по плетению кружева фриволите широко известны в России и за рубежом.
Изделия, выполненные методом фриволите, очень изящны и разнообразны.
Это могут быть кружева, воротники, жабо, накидки, салфетки и более крупные изделия. Любые изделия, выполненные руками мастера, пользуются большим спросом. При желании фриволите можно комбинировать с другими методами рукоделия: макраме, вязание спицами и крючком, вышивкой, ткачеством.
Плетение кружева челноком несложно и увлекательно Этим рукоделием можно заниматься в любых условиях. Оно не требует специально оборудованного рабочего места. Технику фриволите легко осваивают и взрослые и дети.
Источники информации: