Кабрирующий момент в авиации — это момент сил, действующих на самолет таким образом, что приводит к нарастанию тангажа, то есть, проще говоря, самолет задирает нос. При кабрировании самолет встречает набегающий поток воздуха днищем, отчего увеличивается лобовое сопротивление и резко снижается скорость. Это может привести к падению самолета.
В норме кабрирующий момент парируется движениями управляющих плоскостей самолета, в частности, рулями высоты, а на современных истребителях управлять кабрированием можно с помощью управляемого вектора тяги двигателей.
Кабрирование используется при исполнении одного из самых сложных элементов высшего пилотажа в реактивной авиации — кобры Пугачёва (видео). При этом маневре самолет резко увеличивает тангаж до 90° и более, отчего его горизонтальное движение почти прекращается, и он «стоит» на реактивной струе, а затем самолет наклоняется обратно и продолжает движение в прежнем направлении.
У современных аэробусов двигатели подвешены под крыльями и находятся ниже центра тяжести самолета, поэтому при увеличении тяги увеличивается и кабрирующий момент. По-видимому, именно этот эффект, на который вовремя не отреагировали пилоты, привел к крушению уходившего на второй круг «Боинга» 17 ноября 2013 года в Казани.
По данным Международного авиационного комитета, в момент перехода двгателей во взлетный режим автопилот был выключен и не мог выполнить компенсацию по тангажу. А пилот около 20 секунд не реагировал на возникающее кабрирование, пока самолет не задрал нос настолько, что скорость упала ниже опасного предела. Потом пилот опомнился, стал опускать нос, но уже не смог вывести самолет из пикирования.
Источники:
- bolshoyvopros.ru — что такое кабрирующий момент в авиации?
- mak.ru — сообщения комиссии Международного авиационного комитета по расследованию авиакатастрофы в Казани 17 ноября 2013 года.
- ru.wikipedia.org — Википедия: кобра Пугачёва.