Логистика происходит от греческого слова “logistike”, что означает искусство вычислять, рассуждать. В современной научной литературе различные авторы дают множество определений логистике как науке и виду деятельности. Если рассмотреть в совокупности круг проблем, которые затрагивает логистика, то общим для них будут вопросы управления материальными и соответствующими им информационными, финансовыми и другими потоками. В большинстве своем, все их можно разделить на два основных подхода к определению данного понятия:
Согласно первому, логистику ассоциируют со всеми физическими операциями, которые нужно выполнять при доставке товаров от производителя к потребителю.
Логистика - часть экономической науки и область деятельности, предмет который заключается в организации и регулировании процессов продвижения товаров от производителей к потребителям, функционирования сферы обращения продукции, товаров, услуг, управления товарными запасами, создания инфраструктуры товародвижения.
Второй подход, более широкий, включает в себя не только управление товародвижением, но и анализ рынка, поставщиков и потребителей, спроса и предложения, а также учет интересов всех участников процесса товародвижения. В наиболее широком смысле логистика представляет собой комплекс оптимизирующих механизмов, т.е. является продуктом интеллектуальной деятельности и может применятся в данном качестве во всех без исключения отраслях человеческой деятельности.
Логистика - это наука о совершенствовании управления материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками на пути от первичного источника сырья до конечного потребителя готовой продукции.
Подобное определение включает в себя комбинирование различных видов деятельности, связанных с планированием производства, материальным обеспечением, управлением производством и распределением готовой продукции, т.е. логистика, является системой, все элементы которой тесно взаимосвязаны.
Функции логистики
Логистика обладает рядом функций. На уровне организации бизнеса принято выделять базисные, ключевые и вспомогательные.
Базисные логистические функции:
- Снабжение.
- Производство.
- Сбыт.
Ключевые логистические функций:
- Поддержание стандартов обслуживания потребителя.
- Управление закупками.
- Транспортировка.
- Управление запасами.
- Управление процедурами заказов.
- Управление производственными процедурами.
- Ценообразование.
- Физическое распределение.
К вспомогательным (поддерживающим) логистическим функциям относят:
- Складирование.
- Грузопереработку.
- Защитную упаковку.
- Поддержку возврата товаров; обеспечение запасными частями и сервисом.
- Сбор возвратных отходов.
- Информационную поддержку.
Логистика - универсальна и встречается в любой сфере деятельности человека, т.к. сложно представить вид деятельности исключающий движение и взаимодействие материальных, информационных или финансовых потоков. В следствии чего следует отметить, что многообразие функций и задач логистической деятельности зависит от области, в которой она применяется.
Помимо всего вышеизложенного логистика оказывает прямое воздействие на сферу планирования и маркетинга, влияя тем самым на разработку стратегии фирмы. При осуществлении планирования деятельности фирмы логистика используется для определения оптимальных размещения фирмы, планирования складской сети, складской обработки грузов, выбора оборудования, транспортной модели, оперативного планирования, которое включает в себя составление прогноза спроса на рынке, его коррекция в соответствии с поступающими заказами, разработка графиков перевозок и системы управления запасами готовой продукции. В области маркетинга - логистика определяет каналы распределения, влияет на выбор поставщиков и посредников, уровень сервиса обслуживания потребителей, выбор методов стимулирования сбыта. Таким образом, можно сказать, что логистика осуществляет взаимосвязь спроса предъявляемого рынком и предложения выдвигаемого компанией, что подразумевает тесную взаимосвязь логистики и маркетинга, т.к. маркетинг направлен на формирование спроса, а логистика на его удовлетворение.
Основные элементы логистики (Виды логистики)
1. Запасы (логистика запасов). Выполняют буферную роль между транспортом, производством и реализацией. Запасы позволяют экономично и эффективно функционировать всей системе. Продукция может быть сосредоточена в запасах непосредственно у производителя, или ее хранение может быть приближено к потребителю. Величина производственных запасов должна быть оптимальна для всей системы. Запасы продукции позволяют данной системе быстро реагировать на изменение спроса и обеспечивают равномерность работы транспорта.
2. Транспорт (транспортная логистика). Включает в себя не только перевозку груза от поставщика до потребителя, с предприятия на склад, со склада на склад, но также доставку со склада потребителю. Основными характеристиками транспорта являются стоимость и надежность.
3. Складское хозяйство (складская логистика). Включает в себя размещение в складских помещениях для хранения материалов, управление складской переработкой, упаковку и др. Как правило, неразрывно связано с запасами как сырьевыми, так и запасами готовой продукции.
4. Информация (информационная логистика). Любая логистическая система управляется при помощи информационной и контролирующей подсистем. Эти подсистемы передают заказы, требования об отгрузке и транспортировании продукции, поддерживают уровень запасов.
5. Производство (производственная логистика). Процесс производства взаимодействует с системой ло-гистики по двум направлениям. Во-первых, производство должно регулярно пополнять запасы готовой продукции в системе распределения и, что особенно важно, удовлетворять спонтанные потребности, независимо от того, является ли продукция стандартной, модифицированной или специальной. Во-вторых, производство зависит от системы материального обеспечения в части сырья, материалов, комплектующих частей в определенном количестве и определен-ного качества. Управление производственным процессом направлено в первую очередь на снижение издержек производства и, как правило, ориентировано на ритмичную работу с максимально возможным временем производственного цикла и срока выполнения заказа.
Источник и дополнительная информация:
- Аникина Б.А Логистика – учебник под ред.. 3-е издание, - М.: ИНФРА-М, 2002 г. – 368 с.
- Гаджинский А.М. Логистика: Учебник. – 9-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2004. – 408 с.
- Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. — М.: ИНФРА-М, 2007
- Шумаев В. Логистическая координация материальных потоков как конкурентное преимущество // Риск. 2005. - №2. С.22-27.
- ec-logistics.ru - статья "Логистика"