Социальное воспитание — это целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека. Категория воспитания — одна из основных в педагогике. Исторически сложились различные подходы к ее рассмотрению. Характеризуя объем понятия, многие исследователи выделяют воспитание в широком, социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом (то есть отождествляя воспитание с социализацией), и воспитание в узком смысле — как целенаправленную деятельность, призванную формировать у детей систему качеств личности, взглядов и наблюдений.
В широком смысле слова социальное воспитание включает в себя все виды воспитания (нравственное, трудовое, физическое и др.).
Важной проблемой педагогики является разработка и определение целей воспитания. Цель — это то, к чему стремятся, что надо осуществить. Целям подчиняется все: содержание, организация, формы и методы воспитания. Поэтому проблема целей воспитания относится к числу наиболее важных в педагогике.
Под целью воспитания следует понимать те заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в подготовке подрастающих поколений к жизни, в их личностном развитии и формировании, которых стремятся достигнуть в процессе воспитательной работы. Обстоятельное знание целей воспитания дает педагогу четкое представление о том, становлению каких человеческих качеств он призван способстовать и, соответственно, придает его работе необходимую осмысленность и направленность. Процесс целеполагания непрерывен. Формирование одной цели всегда органически связано с возможностями и путями ее реализации, а также с реализацией других целей.
Различные цели воспитания по-разному определяют и его содержание, и характер его методики. Между ними существует органическое единство.
В настоящее время целью воспитания провозглашается формирование личности, которая высоко ценит идеалы свободы, демократию, гуманизм, справедливость и имеет научные взгляды на окружающий мир.
Главная цель социального воспитания заключается в формировании человека, готового к выполнению общественных функций труженика и гражданина.
Человек рассматривается как высшая цель социального воспитания, в ходе которого обеспечивается создание условий, необходимых для реализации всех его потенций, достижения гармонии в социально-экономической и духовной сфере существования, высокого расцвета конкретной человеческой личности.
Установка на развитие личности растущего человека придает «человеческое измерение» таким целям, как выработка у молодых людей осознанной гражданской позиции, готовности к жизни, труду и социальному творчеству, участию в демократическом самоуправлении и ответственности за судьбу страны и человеческой цивилизации.
Формирование всесторонней и гармонично развитой личности становится основной целью (идеалом) современного воспитания. В социальном становлении и развитии личности большое значение имеет физическое воспитание, укрепление сил и здоровья.
Ключевой проблемой социального развития личности является умственное воспитание. Не менее существенной составной частью всестороннего и гармоничного развития личности выступает приобщение ее к современным достижениям техники. Велика роль моральных принципов в развитии и формировании личности, поскольку прогресс общества могут обеспечивать только люди с совершенной моралью, добросовестным отношением к труду и собственности. Вместе с тем огромное значение придается духовному росту членов общества, приобщению их к сокровищам литературы, искусства, формированию у них высоких эстетических чувств и качеств.
Можно сделать вывод об основных структурных компонентах всестороннего развития личности и указать на его важнейшие составные части. В качестве составных частей выступают:
- умственное воспитание,
- техническое обучение,
- физическое воспитание,
- нравственное и эстетическое воспитание,
которые должны сочетаться с развитием склонностей, задатков и способностей личности и включением ее в производственный труд.
Специалистами выделяются общие и индивидуальные цели воспитания. Цель воспитания выступает как общая, когда она выражает качества, которые должны быть сформированы у всех людей, и как индивидуальная, когда предполагается воспитание определенного (отдельного) человека. Современная педагогика выступает за единство и совмещение общих и индивидуальных целей.
Цель выражает общую целеустремленность воспитания. При практическом осуществлении она выступает как система конкретных задач. Цель и задачи соотносятся как целое и часть, система и ее компоненты. Поэтому справедливо и такое определение: цель воспитания — это система решаемых воспитанием задач.
Задач, определяемых целью воспитания, обычно много — общих и конкретных. Но цель воспитания в пределах отдельно взятой воспитательной системы всегда одна. Не может быть, чтобы в одном и том же месте, в одно и то же время воспитание стремилось к различным целям. Цель — определяющая характеристика воспитательной системы. Именно цели и средства их достижения отличают одни системы от других.
В современном мире существует многообразие целей воспитания и соответствующих им воспитательных систем. Каждая из этих систем характеризуется своей целью, равно как и каждая цель требует для реализации определенных условий и средств. Широк диапазон различий между целями — от незначительных изменений отдельных качеств человека до кардинальных изменений его личности. Многообразие целей лишний раз подчеркивает огромную сложность воспитания.
Цели воспитания подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер. В целеполагании находят отражение многие объективные причины. Закономерности физиологического созревания организма, психическое развитие людей, достижения философской и педагогической мысли, уровень общественной культуры задают общую направленность целей. Важным фактором являются идеология и политика государства, поэтому цели воспитания часто имеют ярко выраженную идеологическую направленность. Случается, что цели воспитания маскируются, прикрываются общей туманной фразеологией для того, чтобы скрыть от людей их истинную сущность и направленность. Но не существует ни одного государства, даже самого демократичного, где цели воспитания не направлялись бы на укрепление сложившихся общественных отношений, были оторваны от политики и идеологии.
Однако в последнее время в мировой педагогике крепнет идея независимости воспитания от политики и идеологии, выведения его целей из общечеловеческих законов жизни, потребностей, прав и свобод. Человек не может рассматриваться как средство для достижения цели: он сам — эта цель.
Установлено, что определение цели воспитания обусловлено рядом важных причин. Какие факторы определяют ее выбор? Кроме указанного выше фактора — политики и идеологии государства — важное значение имеют потребности общества. Цель воспитания выражает исторически назревшую потребность общества в подготовке подрастающего поколения к выполнению определенных общественных функций. При этом чрезвычайно важно определить, действительно ли потребность назревшая или только предполагаемая, кажущаяся. Многие воспитательные системы терпели крах именно потому, что опережали свое время, принимали желаемое за действительное, не учитывали реальностей жизни, надеясь воспитанием преобразовать жизнь людей. Но лишенное объективности воспитание не выдерживает напора действительности, удел его заранее предрешен.
Потребности общества определяются уровнем развития его производительных сил и характером производственных отношений. Поэтому цель воспитания в конечном итоге всегда отражает достигнутый уровень развития общества.
Немаловажное влияние на формирование целей воспитания оказывают и другие факторы. Среди них — темпы научно-технического и социального прогресса, экономические возможности общества, уровень развития педагогической теории и практики, возможности учебно-воспитательных учреждений и педагогов.
Таким образом, цель воспитания определяется потребностями общества и зависит уровня развития производства и производственных отношений, темпов социального и научно-технического прогресса, достигнутого уровня развития педагогической теории и практики, возможностей общества, учебных заведений, педагогов и учащихся.
Само по себе внешнее воспитательное воздействие не всегда ведет к желаемому результату: оно может вызвать у воспитуемого как положительную, так и отрицательную реакцию или же быть нейтральным. Вполне понятно, что только при условии, если воспитательное воздействие вызывает у личности внутреннюю положительную реакцию (отношение) и возбуждает ее собственную активность в работе над собой, оно оказывает на нее эффективное развивающее и формирующее влияние.
Только развивая потребностно-мотивационную сферу личности и создавая необходимые условия для формирования у нее здоровых потребностей, интересов и мотивов деятельности (поведения), предоставляется возможным стимулировать ее активность и добиваться надлежащего воспитательного эффекта.
Выдающийся педагог А.С. Макаренко утверждал, что каким бы плохим в предоставлении педагога ни был воспитанник, к нему всегда надо подходить с оптимистической гипотезой, проектировать в нем всегда хорошее, помогать развиваться его лучшим задаткам и способностям и, опираясь на них, создавать условия для преодоления недостатков.
В процессе воспитания необходимо побуждать учащегося к осуществлению самовоспитания. Сам учащийся активен уже с рождения, он рождается со способностью к развитию. Он не сосуд, куда «сливается» опыт человечства, он сам способен этот опыт приобретать и творить что-то новое. Поэтому основными факторами развития человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение, самосовершенствование.
Самовоспитание — это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса. Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться.
Самообразование — это система к внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие.
Самообучение — процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и им самим выбранных средств.
Образование, ориентированное на развитие личности, достигает своих целей в такой степени, в какой создаёт ситуацию востребованности личности, её сил саморазвития.
Следовательно, в сложной структуре целеполагания социального воспитания ведущее место занимают цели, задачи, закономерности воспитания, осуществление которых приводит к гармоничности воспитания и образования учащихся и венчает их самовоспитание.
Источники и дополнительная информация:
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М., 1993;
- monographies.ru — целеполагание, задачи и закономерности воспитания;
- dissercat.com — теория и практика социального воспитания учащихся профессионально-технической школы (автороеферат диссертации);
- libsib.ru — цели воспитания и образования;
- psihologiya.net — цели образования и воспитания;
- borytko.nm.ru — педагогическое целеполагание в воспитательной работе (Н.М. Борытко);
- soc-breeding.boom.ru — социальное воспитание в процессе становления личности.