Зал празднично украшен для создания комфортной эмоционально - психологической атмосферы для детей и их родителей.
Целью подобных совместных занятий является помощь родителям в установлении эмоционального контакта с ребёнком, расширении диапазона их невербального общения. Совместные игры и занятия спортом содействуют возникновению у родителей и детей чувства радости, удовольствия. Также эти занятия обогащают двигательный опыт детей, развивают ориентировку в пространстве, координацию движений. И, самое главное, совместные праздники содействуют эмоциональному сближению родителей и ребёнка.
Для проведения праздника не понадобится много оборудования. Нужны будут: мячи разной величины по количеству детей, бананы(имитация или игрушка) для игры "обезьянки" и обыкновенные шишки небольшого размера для игры "Собери шишки ногами".
Итак всё готово и праздник начинается.
Дети заходят в зал, а воспитатель им сообщает, что сегодня у них необычное занятие - к ним в гости пришли их родители, чтобы поиграть вместе с детьми. Но сначала детям предлагается угадать где стоит их родитель(сюрпризный момент-родители стоят спиной к детям на противоположной стороне зала) и под музыку подбежать к нему. Взрослый в последний момент поворачивается и ловит подбежавшего малыша на руки, подбрасывает вверх и прижимает к себе. Далее родитель берёт ребёнка за руку и отправляется на "прогулку".
Педагог предлагает представить детям и взрослым, что они находятся в лесу, светит солнышко, поют птички (звучит запись пения птиц). У всех прекрасное настроение, родители и дети улыбаются друг другу,гуляя по лесу. Педагог сообщает о том, что в лесу растут разные по высоте деревья и предлагает детям показать какие высокие деревья растут в лесу.
1 задание - родитель встает сзади ребёнка, берёт его за поднятые вверх руки (кисти рук), тянет их слегка вверх,помогая тем самым поднятся ребёнку на носочки. Взрослые и дети продолжают ходьбу парами друг за другом.
Педагог продолжает говорить о лесе, о том, что в лесу могут встретиться препятствия в виде упавших деревьев. Детям нужно преодолеть эти препятствия. Через одни можно проползти, другие - перепрыгнуть.
1 задание -родитель садится на пол, сгибает ноги в коленях, руки в упоре сзади. Затем приподнимает туловище вверх (мостик или упавшее дерево). Ребёнок должен на четвереньках проползти под спиной взрослого. Затем взрослый садится, берёт за руки ребёнка и помогает ему перепрыгнуть через свои ноги (упавшее бревнышко). Упражнение повторяется 5-6 раз.
Здесь можно дать детям и родителям отдохнуть и вставить музыкальную паузу (танец, песня в исполнении старших детей).
3 задание - игра "Догоните мяч вместе".
Дети и родители стоят, держась за руки на одной стороне зала. Педагог, стоя с ними рядом высыпает из большой корзины разные по размеру мячи, которые катятся в противоположный конец зала. По команде педагога дети и взрослые бегут за мячами. Догнав мячик, ребёнок берёт его в руки, а взрослый берёт на руки ребёнка и на вопрос педагога "Кто догнал большой мяч?" поднимает ребёнка вверх. Родитель просит ребёнка всем показать какой мяч у него в руках. Ребёнок тянет руки с мячом вверх. То же самое проделываем с маленькими мячами.
4 задание - игра "Поймай мяч".
Педагог предлагает родителям и детям удобно разместиться по всему залу, встать друг против друга на расстоянии 1,5 - 2 метра и поиграть с мячом, перебрасывая его друг другу двумя руками. Во время игры взрослый неторопливо произносит слова: "Лови, бросай, упасть не давай!".
Педагог всех хвалит и предлагает родителям в качестве награды покружить таких ловких детей. Взрослый подхватывает и обнимает ребёнка со спины за талию и кружит его в одну и другую стороны(ребёнок держит в руках мяч).
5 задание - игра "Коза рогатая".
Педагог спрашивает у детей, знают ли они такую игру, как "Коза рогатая", и хотели бы они поиграть в эту игру сейчас со своей мамой (папой). Затем взрослым предлагается встать, широко расставив ноги"воротца", а дети должны встав на четвереньки проползать в воротца, огибая одну и другую ногу взрослого. Во время ползания ребёнка родитель щекочет, поглаживает его, приговаривая: "Забодаю, забодаю...".Затем взрослый подхватывает ребёнка "подмышки", подбрасывает его вверх и прижимает к себе.
Здесь опять вставляем музыкальную паузу, а дети и родители отдыхают на стульях.
Следующим заданием педагог объявляет общеразвивающие упражнения в парах.
1 упражнение называется "Стойкий оловянный солдатик".
Ребёнок стоит спиной к взрослому, сгибает руки в локтях и напрягает их. Взрослый, слегка присев, держит ребёнка под локти и приподнимает его в этом положении. Ребёнок подтягивает обе согнутые ножки к животу или (если может) приподнимает обе прямые ножки, делая "уголок". Упражнение повторяется 4-5 раз.
2 упражнение"Поднимемся на горку"
Взрослый держит ребёнка, который стоит к нему лицом, за руки. Ребёнок шагает по ногам взрослого,по туловищу, затем выполняетпереворот назад с помощью взрослого. Повторяется 3-4раза.
3 упражнение "Обезьянка".
Педагог предлагает детям угадать про какое животное говорится в загадке:"Живёт в Африке, очень ловкая, любит лазить по пальмам и есть бананы". После того как дети отгадали загадку педагог предлагает им превратиться в обезьянок и залесть на пальму.
Родитель(пальма) и ребёнок (обезьянка) стоят лицом друг к другу. Взрослый берёт ребёнка за талию, ребёнок подпрыгивает и садится на бёдра взрослого, сцепив ноги за его спиной.Взрослый поддерживает руками спину ребёнка, помогая ему прогнуться назад. Ребёнок, прогнувшись, старается достать с пола игрушку (банан) и с помощью взрослого возвращается в исходное положение. Повтор 3 раза.
4 упражнение "Качели"
Педагог, оживляя в памяти детей их раннее детство, просит вспомнить, как мама или папа качали их на ноге. Предлагает покачатся на ноге у взрослого как на качелях.
Родители садятся на большие стулья, кладут ногу на ногу, сажают ребёнка и качают его на ноге, придерживая за руки. Продолжительность - 30-40 секунд.
5 упражнение называется "Лодочка".
Педагог спрашивает у детей кто из них катался когда-нибудь на лодке, и хотелось бы им ещё раз покататься?
Взрослый сидит на большом стуле, вытянув обе ноги вперёд. Ребёнок садится на его бёдра, лицом и держит его за руки. Взрослый медленно опускает ребёнка спиной на свои ноги, а затем поднимает в исходное положение. Повторить4-5 раз.
6 упражнение "Рыбка".
"Пока вы катались на лодочке, - говорит педагог, - в воде резвились рыбки. Каких вы знаете рыбок?... Хотите превратися в рыбок?"
Взрослый сидит на большом стуле, а ребёнок ложится поперёк животом к нему на руки, опуская вниз голову и ноги. Взрослый слегка поглаживает спинку ребёнка, помогая ему расслабиться. Затем ребёнок поднимает головку, ноги, вытягивает обе руки вперёд. Взрослый поднимает ребёнка вверх, поддерживая одной рукой грудь, другой ноги. Ребёнок совершает ногами кролевые движения. Затем взрослый опускает ребёнка в исходное положение, гладит его по спине. Повторяется 4-5 раз.
7 упражнение "Прыжки".
Педагог читает стихотворение "Мой весёлый звонкий мяч", предлагает детям превратиться в мячики и попрыгать. Взрослый сидит на большом стуле, вытянув обе ноги вперёд и разведя их в стороны. Ребёнок стоит между ногами взрослого лицом к нему и держит его за руки. Затем ребёнок подпрыгивает, и в это время взрослый соединяет ноги, а ребёнок, приземлившись, расставляет ноги. Затем ребёнок опять подпрыгивает, а тем временем взрослый разводит ноги в стороны, а ребёнок приземляется на две соеденённые ножки. Прыжки повторяются.
Во время прыжков дети активно опираются своими руками на руки взрослого. Это даёт возможность взрослому приподнять ребёнка.
Музыкальная пауза.
Далее педагог предлагает детям поиграть в игру "Птички и гнёздышки".
Педагог обращает внимание на то, как дети прекрасно себя чувствуют на руках у мамы(папы), и предлагает поиграть в игру, где родители превратятся в гнёздышки, а они в птичек. Взрослые садятся в одном конце зала, а в другом конце дети - птички легко летают, взмахивая руками(бегают врассыпную). На сигнал педагога"Птички в гнёздышки!", дети бегут к своим родителям(гнёздышкам) и садятся к ним на ноги.Мама(папа) обнимают ребёнка. Игра повторяется 3-4 раза, и каждый раз, когда дети бегают(летают), родители - (гнёздышки) меняются местами и ребёнку необходимо отыскать своё гнёздышко.
Далее проводится игра "Обезьянка".
Взрослый стоит на коленях к ребёнку лицом, подсаживает его, помогая сцепить ножки за своей спиной. Ребёнок обнимает родителя, сцепляя рук на его шее. Затем взрослый опускается на руки и оказывается в позе на четвереньках, а ребёнок, как обезьянка, под его животом. Взрослый двигается на четвереньках.
"Совместная ходьба"
Ребёнок ставит свои стопы на ноги взрослого. Взрослый прижимает туловище ребёнка к себе и они вместе идут.
"Собери шишки ногами".
Соревнуются две пары. Педагог предлагает детям собрать шишки - не руками, а ножками. Родитель и ребёнок держатся за руки. Ребёнок пальчиками стопы захватывает шишку, поднимает согнутую ножку вверх и отдаёт шишку взрослому.
Награждение: (все дети получают сладкие призы).
Под весёлую музыку дети с родителями, взявшись за руки, выходят из за зала.
Источник : печатное издание "Навстречу друг другу" М.Н. Попова
Психолого-педагогическая технология эмоционального сближения взрослого и ребёнка в процессе взаимодействия на физкультурных занятиях в ДОУ. Санкт - Петербург 2001год.