Гефест (у римлян — Вулкан) — бог огня и кузнечного ремесла, покровитель металлургии. Первоначально почитался как бог подземного огня в областях с действующими вулканами — прежде всего на острове Лемносе. Особенно чтили Гефеста в Афинах, где ремёсла достигли наибольшего в Греции развития. Гефест — единственный из олимпийских богов, занимавшийся физическим трудом; он выстроил себе и богам великолепные медные чертоги, для Ахилла он выковал необыкновенные доспехи, для Диомеда — латы, для Зевса — скипетр и эгиду и пр. Изображали его в виде бородатого, широкоплечего кузнеца с молотом или клещами.
Олимпийское божество малоазийского происхождения, вместившее в себя древнейшие черты огненной стихии. Гефест выступает или как фетиш пламени (Гомер "Илиада", II 426; IX 468; Hom. Od. XXIV 71), или как повелитель огня. Его происхождение трактуется двояко. Он — сын Зевса и Геры (Гомер "Илиада", XIV 338), но он же сын только Геры, рожденный ею в отместку Зевсу (Hes. Theog. 927) в другой раз Зевс, когда Гефест защищал перед ним Геру (Apollod. I 3, 5).
Гораций рисует Вулкана-Гефеста на фоне расцветающей весенней природы (Carm. I 4, 1-8). Все это свидетельствует о хтонической связи Гефеста с силами природы. Мифы о Гефесте отражают также расцвет художественно-ремесленного творчества в эпоху патриархата. В Аттике одна из фил (единиц) носила имя Гефест, а сам он почитался среди главных божеств жителями Аттики - "сыновьями Гефеста" (Aeschyl. Еum. 13).
Гефест прихрамывал на обе ноги, он безобразен, что сближает его с архаическими стихиями. Но вместе с тем, будучи олимпийцем, он берет в жены прекрасную богиню Афродиту, обманывавшую его с Аресом, или хариту (Гомер "Илиада", XVIII 382). На Олимпе Гефест развлекает шутками богов, угощает их амбросией и нектаром и вообще выступает в некоей служебной роли, что также указывает на его негреческое происхождение. У Аполлония Родосского в "Аргонавтике" (III 219-229) рассказывается о том, что Гефест вырыл для колхидского царя четыре источника, текущие из-под виноградной лозы: молока, вина, масла и воды.
Он кует Ахиллу оружие и великолепный щит (Гомер "Илиада", XVIII 369-616). Медные быки царя Ээта (Apoll. Rhod. III 229-238), опочивальня Геры (Гомер "Илиада", XIV 166-168), венец Пандоры (Hes. Theog. 579-584) тоже сделаны Гефестом. В "Энеиде" Вергилия (VIII 370-453) дается грандиозное описание подземной кузни Гефеста, где создаются Зевсовы громы и молнии, а также оружие Энея. Гомеровский гимн объединяет Гефеста и Афину, обучивших людей ремеслам (XX 2-7).
Гефест приковывает Прометея, но явно против своей воли, по приказанию Зевса (Эсхил "Прометей прикованный", 14). Орфический гимн изображает Гефеста как некую космическую силу во всей ее фетишистской нетронутости. Он мастер и художник, но он же свет, огонь, эфир. Он охраняет дома, города и племена, но он же — луна и все светила, сияющий, все пожирающий демон (LXVI), то есть Гефест — и Олимп, и преисподняя, и высшее творчество, и стихийный демонизм.
Гефест преимущественно почитался в Афинах (в Керамике), где он был богом ремесла, но не мог конкурировать с более древним Прометеем (CIA, р.64) и Дедалом. После низвержения Гефеста с Олимпа его спасли жители острова Лемнос синтийцы; там находился город Гефестий и гора Мосихл с кузницей бога. На Крите отсутствуют малейшие указания на культ Гефеста. На материк культ Гефеста был занесен с островов Эгейского моря эллинскими поселенцами. Таким образом, хтоническое негреческое божество стало одним из самых почитаемых богов среди ремесленников и мастеров Афин.
Источники:
Дополнительно на Геноне: