Синтоизм, синто (яп. синто — «путь богов») — традиционная национальная религия японцев, возникшая на базе анимистических, тотемистических и фетишистских представлений и испытавшая в своём развитии значительное влияние буддизма, конфуцианства и даосизма. Объектами поклонения являются многочисленные божества и духи умерших.
Синтоизм является развернутым комплексом представлений, ритуалов, обычаев, традиций, верований, тесно связанных с событиями японской истории.
Становление синтоизма как национально-государственной религии относят к VI–VIII вв., когда страна была объединена под властью правителей центральной области Ямато. В это время была канонизирована система мифологии, и на вершине иерархии оказалась богиня Солнца Аматэрасу, объявленная предком правящей императорской династии; местные и клановые боги заняли подчинённое положение.
Появившийся в 701 г. свод законов «Тайхорё» утвердил это положение и учредил административный орган, ведающий вопросами религиозных верований и церемоний, установил список государственных религиозных праздников. По приказу императрицы Гэммэй в 712 г. создана хроника «Записи о деяниях древности» («Кодзики»), включавшая мифы всех народностей, живших на Японских островах, а в 720 г. были составлены «Анналы Японии» («Нихонги»). В 947 г. к ним добавился свод «Энгисики» («Свод обрядов периода Энги»), содержащий подробное изложение ритуальной части государственного синтоизма. В 1087 г. утверждён официальный список государственных храмов, поддерживаемых императорским домом. Эти своды стали основными текстами синтоизма — подобием Священного Писания. В основе синтоизма лежит обожествление природных сил и явлений, сопряженное с поклонением им.
В синтоизме считается, что у каждой вещи на Земле есть свой дух, божество — ками. Одни ками являются духами местности, другие олицетворяют природные явления, третьи являются покровителями семей и родов. Верховное божество — «богиня Солнца» Аматэрасу.
Синтоизм включает магию, тотемизм, веру в действенность различных талисманов и амулетов. Главным принципом этой религии является жизнь в согласии с природой и людьми. Жизнь — естественный и вечный круговорот рождения и смерти, через которые всё в мире постоянно обновляется. Поэтому людям нет необходимости искать спасения в другом мире, им следует достигать гармонии с ками в этой жизни.
Некоторые принципы синтоизма заимствованы из конфуцианства — прежде всего послушание людей правителю и необходимость гармонии между правителем и простыми людьми на каждом уровне власти, а также принцип «император — потомок богов».
В синтоизме есть и заимствования из буддизма — например, о богах синтоизма как аватарах различных буддистских персонажей. Влияние буддизма стало особенно сильным с IX в., когда он был провозглашен государственной религией Японии. В это время в святилищах синтоизма стали появляться изображения будд и бодхисатв, начали отмечаться новые праздники, заимствовались элементы ритуалов и т.д. Появились синкретические синто-буддийские учения, такие как санно-синто и рёбу-синто, рассматривающие ками как проявления Будды, пронизывающего всю Вселенную.
После периода феодальных смут объединение страны, проведённое Токугавой, и установление военного правления привели к усилению позиций синтоизма. Постулат о божественности императорского дома стал одним из факторов, обеспечивающих целостность объединённого государства. Император воспринимался как воплощение богини Аматэрасу и должен был почитаться наравне с богами. Япония представлялась в синтоизме как государство-семья, в которой подданных отличает сыновняя почтительность к императору, а императора — родительская любовь к подданным, благодаря чему японская нация превосходит все другие по силе духа и имеет некое высшее предназначение.
С 1868 по 1945 г. синтоизм был государственным культом. На протяжении последнего столетия синтоизм уделял большое внимание ритуалам, связанным с укреплением национального единства, и использовался милитаризмом для поддержания воинственного духа нации в период Второй мировой войны.
Вековое культивирование синтоизма в качестве основной идеологической системы и источника ритуалов привело к тому, что в настоящее время значительная часть японцев воспринимает праздники, традиции, жизненные установки и правила синтоизма не как элементы религиозного культа, а как культурные традиции. Крупные праздники синтоизма проходят очень красочно, сопровождаются факельными шествиями, фейерверками, костюмированными парадами, спортивными состязаниями.
На сегодняшний день в Японии имеется около 80 тыс. синтоистских храмов и два университета, где готовят священнослужителей синтоизма: Кокугакуин в Токио и Кагаккан — в Исэ.
В отличие от большинства религий, в которых стараются по возможности сохранять старые ритуальные сооружения в неизменном виде и строить новые в соответствии с канонами, в синтоизме, в соответствии с принципом всеобщего обновления, существует традиция постоянного обновления храмов. Святилища регулярно перестраиваются, в их архитектуру и внутреннее убранство вносятся изменения (так, храмы Исэ реконструируются каждые 20 лет). Многие храмы синтоизма в настоящее время оборудуются новейшими электронными устройствами.
В послевоенный период широкое распространение получили неосинтоистские направления.
Источники информации:
Дополнительно на Genon.ru: